![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
В докладе на примере функционирования марийского языка в некоторых районах компактного проживания марийцев в Свердловской области будет рассмотрена проблема бытования этнического языка в условиях старой диаспоры. В свете тематики Лингвистического форума проблема бытования марийских идиомов в Свердловской области представляется релевантной, поскольку регион, в котором проживает старая марийская диаспора, труднодоступен с точки зрения реализации Закона №1807-1 «О языках народов Российской Федерации» в том числе в контексте последних реформ в области образования. С одной стороны, согласно Закону №1807-1, в местности компактного проживания населения, живущего за пределами своих национально-территориальных образований, предусматривается использование языка населения данной местности в официальных сферах общения, например в системе образования. С другой стороны, оптимизация образования, коснувшаяся прежде всего сельских школ [Долгова 2020: 27], а также механизм выбора языка образования и изучаемых родных языков, прописанный в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», существенно подорвали принципы реализации Закона №1807-1, направленного на создание условий для сохранения и равноправного и самобытного развития языков народов Российской Федерации [Закон №1807-1] (об этом см. также [Исаев 2019]). В докладе, основанном на данных, полученных в ходе развернутых интервью с педагогами местных школ, будет рассмотрено положение с преподаванием марийского языка, представленного в качестве этнокультурного компонента в учебном плане в виде обязательной части учебного плана (предметы «Родной язык», «Родная литература»), части, формируемой участниками образовательных отношений, или в форме внеурочной деятельности. Ключевыми проблемами на местах являются: 1) кадровые вопросы в организации обучения родного языка; 2) отсутствие актуальных учебно-методических комплектов; 3) мотивация учащихся и их родителей (законных представителей) к изучению марийского языка. Кроме того, бедственное положение в тех немногих «марийских» школах, уцелевших в годы реформ в области образования, - лишь вершина айсберга, поскольку этнический язык вымывается их семейных языковых практик. Основными причинами слабой межпоколенческой передачи языка выступают негативные отношения носителей языка к марийскому и лежащие в их основании глубинные языковые идеологии. В более широком контексте этнический язык уходит и из самой марийской деревни в регионе. В условиях языкового сдвига значительная часть уральских марийцев утрачивает этническую идентичность. В докладе будут подробно описаны некоторые культурные инициативы педагогов внеурочной деятельности, которые выступают в свою очередь в качестве хранителей нематериального культурного наследия, подвижников в сохранении этнического языка, культуры и идентичности марийцев не только среди учащихся, но и среди взрослого населения в местах компактного проживания марийцев в Свердловской области.