ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
В последнее время, начиная с 1990-х гг. успешное развитие информационных технологий открыло перед историками, археологами, музееведами и другими специалистами-гуманитариями новую страницу в важном деле сохранения историко-культурного наследия. C начала XXI в. число публикаций, посвящённых применению трёхмерных технологий в истории и археологии, всё больше возрастает, рост интереса к подобному рода тематике можно проследить по серии публикаций международных научных сообществ «History and computing» (так, в профильном журнале за 2009 г. четыре публикации посвящены тематике построения виртуальных реконструкций объектов историко-культурного наследия, методике, программам) , Компьютерные приложения и квантитативные методы в археологии (CAA) , Electronic Imaging & the Visual Arts (EVA) , известных журналов, таких как Archaeology magazine и специализированных журналов, таких как Virtual Retrospect , посвящённых применению технологий трёхмерного моделирования в археологических и исторических исследованиях. Но чаще всего то, что мы можем увидеть в интернете - это реконструкции, выполненные техническими специалистами (программистами, дизайнерами и т.д.), компьютерными компаниями без (или с частичным привлечением) профессиональных научных консультантов - историков, археологов. Презентация исследования в превалирующей части подобных проектов не сопровождается размещением источниковой базы в интернете или публикацией в соответствующих статьях и монографиях. Нередко объектами виртуальной реконструкции выступают архитектурные комплексы или строения прошлых эпох со слабой источниковой базой (к примеру, когда от исследуемого объекта остался один фундамент), реконструкция облика ведётся по аналогии с более поздними строениями, что порождает нередко множественность вариантов внешнего и внутреннего облика памятника историко-культурного наследия. В результате, в существующих публикациях виртуальных реконструкций в Интернете или на дисках пользователь видит только результат самой работы (видеоролик, картинку или саму программу), работа же с источниковой базой и методика её синтеза междисциплинарным коллективом авторов, методика реконструкции, ее этапы остаются в тени. Источниковый материал в большинстве подобных реконструкций публикуется далеко не каждым научным коллективом в серии публикаций или на соответствующем сайте. Коллективы, открыто репрезентирующие источниковую базу виртуальной реконструкции, методику работы и анализа источников за рубежом и в России можно перечесть по пальцам. В большинстве случаях авторы предлагают пользователям реконструкции принять результат их исследования на веру. Интерпретировать виртуальную реконструкцию, выставленную без источниковой базы в Интернете (онлайн модель, видео или скриншоты реконструкции), может только профессионал, хорошо знакомый с комплексом источников по воссозданному объекту; рядовой пользователь воспринимает в большинстве случаях демонстрируемый ему материал не как научный продукт исследования, а как некую демонстрацию-анимацию. Отметим, что серия публикаций, посвящённых применению технологий трёхмерного моделирования в исторических и археологических исследованиях и появившихся в последние годы в западных, а теперь уже и в российских научных изданиях, способствовала выработке научной базы методики работы с 3D инструментарием, формированию новых подходов к анализу, синтезу и репрезентации источникового материала, однако, практически не осветила методики репрезентации источникового материала в едином комплексе с 3D реконструкцией. Данный недостаток характерен для большинства виртуальных реконструкций, публикуемых в Интернете и на дисках; представленный в них материал выглядит недостаточным без наличия источниковой базы, привязанной непосредственно к трёхмерной модели объекта. Всякое знание должно быть верифицировано. Мы исходим из того, что исторические 3D реконструкции прошли этап эффектных трехмерных картинок; теперь реконструкции научные должны быть верифицированы, это важнейшее требование для любой исследовательской работы и виртуальной реконструкции тоже. Задача построения виртуальной реконструкции, отвечающей критериям научной строгости, с возможностью верификации источниковой базы на данном этапе является одной из важных задач применения 3D технологий в истории. В своём докладе я хотел бы осветить одну из наших последних разработок, существенный этап проекта виртуальной реконструкции монастырского комплекса «Всех Скорбящих Радости» XIX – XX вв., который развивается на кафедре исторической информатики факультета истории МГУ им. М.В. Ломоносова последние два года в рамках гранта РФФИ.