ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Психологический анализ процесса становления общей системы саморегуляции, включающей как неотъемлемую часть систему средств саморегуляции состояния, является актуальной научной и практический проблемой. Исследование особенностей функционирования данной системы на разных стадиях профессионального развития необходимо для раскрытия закономерностей формирования копинг-механизмов и их актуализации в стрессогенных ситуациях. При этом анализ профессионально-специфичных механизмов саморегуляции ФС предполагает целостное изучение системы «субъективный образ профессиональных стресс-факторов - представления о типичном состоянии – представления о стратегиях и средствах саморегуляции» в соответствии с принципами структурно-интегративного подхода к анализу ФС (Леонова, 1988, 2000, 2007). Одним из примеров исследований в рамках данного направления является изучение специфики копинг-стратегий и средств саморегуляции ФС, выполненной на контингенте учителей разного стажа работы. В исследовании приняло участие 74 учителя нескольких средних школ г. Москвы (в возрасте от 20 до 76 лет, стаж работы - от 1 года до 52 лет), из них – 5 мужчин и 69 женщин. В целом, по результатам исследования можно сделать предварительные выводы о направлениях развития системы саморегуляции в данной профессии. Возможным механизмом развития эффективного совладания с профессиональным стрессом является дифференциация способов саморегуляции. Механизмом формирования предпочтений учителей в выборе центрированных на себе способов восстановления текущего состояния может быть названа кумуляция внутренних ресурсов для последующей деятельности. На наш взгляд, улучшение степени экологичности условий труда данного контингента может быть достигнуто путем создания специальных рекреационных зон, позволяющих учителю эффективно восстанавливать свое состояние и предотвращать развитие хронических форм утомления и профессионального стресса.