![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Специальная военная операция России на Украине (далее - СВО), начавшаяся 24 февраля 2022 г. и продолжающаяся по настоящий момент, повлияла на двусторонние отношения ряда стран, прежде всего, в торгово-экономической сфере, а также на развитие мировой экономики в целом. Глобальное противостояние коллективного Запада с Россией, являющейся одним из главных экспортеров природных ресурсов в Европе и мире, породило возникновение мирового энергетического кризиса, выраженного в первую очередь в дефиците энергоресурсов и вынужденном изменении прежних транспортно-логистических цепочек. В целях достижения экономического краха одного из главных соперников США в лице России, в том числе посредством поиска альтернатив экспорту российского топлива на мировом рынке энергоресурсов, а также недопущения дефицита нефти в собственной стране, Вашингтон в конце 2022 г. пошел на смягчение своей стратегии в отношении Венесуэлы. Стоит отметить, что главная цель данной стратегии, применяемой в условиях протекания современного кризиса в Боливарианской Республике с 2013 г., заключается в свержении законного венесуэльского правительства во главе с Н. Мадуро. В экономической сфере смягчение американского давления на законное венесуэльское правительство выражалось в частичном снятии санкций. На конец 2022 г. санкционную политику США можно разделить на индивидуальные и секторальные рестрикции. В общей сложности по состоянию на начало 2023 г. Минфином США было введено свыше 121 индивидуальных санкций в отношении физических и юридических лиц, связанных с венесуэльским правительством. Однако наиболее сильным ударом с экономической точки зрения являются секторальные санкции, парализовавшие в том числе финансовую, нефтяную, золотодобывающую области венесуэльской экономики. К примеру, доходы от продажи нефти составляют до 90 % от всех экспортных доходов данного государства. Частичное ослабление ограничительных мер экономического характера со стороны Вашингтона после начала проведения со стороны России СВО на Украине выражается в возобновлении дипломатических контактов, выдаче американским правительством в лице Минфина США разрешений некоторым американским нефтяным компаниям («Chevron», «ConocoPhillips») на возобновление работ по добыче нефти на территории Венесуэлы, а также снятии ограничений на поставку венесуэльского «черного золота» в страны Европы. Цель настоящего доклада заключается в оценке характера изменений двусторонних отношений США и России с Венесуэлой с начала проведения российской СВО на Украине. В связи с этим были решены следующие задачи. Во-первых, были рассмотрены политические аспекты американо-венесуэльских отношений в период с начала проведения Россией СВО на Украине. После начала СВО, в конце марта 2022 г. американская делегация по собственной инициативе вступила в прямой диалог с правительством Н. Мадуро (впервые после начала современного кризиса в Венесуэле с 2013 г.) путем личной встречи высокопоставленных американских и венесуэльских чиновников в Каракасе несмотря на то, что ранее Вашингтон заявлял о неприемлемости и нецелесообразности с ними контактировать. В результате встречи стороны договорились о смягчении американских санкций в обмен на возобновление мирных переговоров, которые были приостановлены в 2021 г., со стороны законного руководства данной латиноамериканской страны с оппозицией. Однако реальной целью США является закупка венесуэльской нефти на выгодных для себя условиях, которую можно использовать как инструмент в борьбе с российским экспортом топлива и ростом мировых цен на нефть. Вероятность дальнейшего сближения двух стран после комплексного применения политических, экономических, идеологических и силовых компонентов американской стратегии (с 2013 г.) против Венесуэлы в условиях современного кризиса представляется крайне низкой. Во-вторых, были проанализированы экономические аспекты во взаимоотношениях между Венесуэлой и США. Установлено, что условия возобновления работы американских предприятий на территории Боливарианской Республики отвечают только интересам Вашингтона. Так, выданная Минфином США на шестимесячный срок лицензия компании «Chevron» включала требования по запрету: - американским нефтяным корпорациям выплачивать роялти или налоги в адрес венесуэльской стороны; - продавать нефть и нефтепродукты другим странам со стороны венесуэльской государственной нефтяной компании («PDVSA») без специального разрешения США; - осуществлять любые операции с компаниями, имеющими отношения к российскому государству. В качестве альтернативы поставок российского топлива в Европу летом 2022 г. Государственный департамент США одобрил сделки двум европейским топливно-энергетическим компаниям (итальянской «Eni» и испанской «Repsol») на покупку и транспортировку венесуэльской нефти в страны региона. На сегодняшний день переговоры о возобновлении операционной деятельности в Венесуэле ведет «ConocoPhillips», активы которой (10 млрд долл. США) национализированы венесуэльским правительством. Предполагается, что новая сделка позволит компенсировать потери компании и удовлетворить энергетические потребности. В-третьих, в рамках данного научного исследования были рассмотрены взаимоотношения между Россией и Венесуэлой после начала СВО на Украине на предмет их изменения. Стоит отметить, что военное противостояние с коллективным Западом не повлияли на развитие российско-венесуэльского сотрудничества. Более того, Боливарианская Республика поддержала Россию в вопросе проведения СВО. На сегодняшний день двумя странами реализуются совместные проекты в нефтяной и иных областях согласно подписанным соглашениям. В конце января 2023 г. в ходе дипломатической встречи полномочного посла Венесуэлы в России Х.Р.С. Веласкеса и заместителя министра МИД РФ С. Вершинина стороны подтвердили свои намерения по углублению и дальнейшему развитию двусторонних отношений. При этом возобновление операционной деятельности американских топливноэнергетических компаний в Венесуэле, по оценкам экспертов, в ближайшие несколько лет не приведет к серьезному уменьшению мировых цен на «черное золото» (не более, чем на 1 долл. США в год) и не сможет в должной мере заменить российское топливо на мировом рынке энергоресурсов. Более того, возможность пополнения государственного бюджета Венесуэлы за счет такого рода американских мер в перспективе будет способствовать преодолению экономического кризиса в данной стране, что отвечает интересам Российской Федерации. В результате проделанной работы можно прийти к определенным выводам. После начала открытого глобального противостояния России и коллективного Запада во главе с США внешняя политика последних была смягчена в отношении Венесуэлы. Однако пересмотр американской стратегии, включая отказ от их основной цели (свержение правительства Н. Мадуро), не представляется возможным. При этом сокращения российско-венесуэльского сотрудничества не предвидится. Обеим странам стоит рассмотреть вопрос о более тесном сближении в политических, экономических и военных сферах в целях противостояния их общему сопернику в лице США.