ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Ширинянц Александр Андреевич, доктор политических наук, про-фессор, заведующий кафедрой истории социально-политических уче-ний факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: jants@yandex.ru Есть ли у русофобии на Западе этнический признак? Когда-то известному диссиденту Ю.М. Кублановскому задали во-прос: «Как вам кажется, есть ли у русофобии на Западе именно этниче-ский признак?». Отвечая, Кублановский засомневался в этничности ру-софобии [Кублановский]. В свою очередь и мы зададимся вопросом – а что такое этничность? Как она проявляется в идеологии и политике ру-софобии? И шире ксенофобия, расизм, шовинизм и прочие человеко-ненавистнические идеологии, имеют ли они этнические признаки? Известно, что этничность является формой межгруппового взаи-модействия, которая включает набор определенных качеств конкрет-ной группы. Этот набор имеет как объективное (территория, язык, рели-гия, государство, традиции и др.), так и субъективное (символы-маркеры) измерения. Именно этничность позволяет «отделить свою этниче-скую/национальную общность «мы» от других «они» и одновременно даёт ощущение принадлежности «я» к «своей» родственной общности» [Ачкасов, p. 55]. Если следовать В.А. Ачкасову, опирающемуся в своих размыш-лениях на труды классиков мировой социально-политической мысли, этничность как форма социальной организации культурных различий связана с идентичностью, которая выступает в двух ипостасях: «пози-тивная идентичность это, прежде всего, осознанная общность с позитивно значимыми другими (с «мы»), без жесткого противопоставления «мы» «они». Негативная же идентичность это консолидация общности «мы» на основе тотальной оппозиции негативно значимым другим («они»)» [Ачкасов, p. 52]. Именно такая негативная идентичность лежит в основе ксенофобии, расизма, шовинизма и, конечно же, русофобии, обусловленной стра-хом перед Россией и ненавистью к русскому народу [Шутов, 2025; Guto-rov, 2023]. Одно из определений русофобии гласит: «Русофобия — не-приязнь, ненависть к России и русским, к проявлениям их этнокультурной, религиозной и национально-государственной идентичности» [Меморандум]. Действительно, как показывает анализ корпуса русофобской литературы XVI–XXI вв. [Истоки, 2023; Сорокопудова, 2014; Шутов, 2015, с. 175–207] русофобские идеологемы и русофобская политика всегда этнически окрашены, так как направлены против славян и русских, как самых ав-торитетных представителей славянских народов. А цель русофобов, использующих и расистские, и шовинистические аргументы, осла-бление и подчинение России, разрушение идентичности русских как государ-ствообразующего народа, установление контроля над россий¬ской территори-ей и ресурсами, и в конечном счете, исключение России и русского народа из исторической памяти человечества [Gutorov, 2018, c. 132-141; Коммунизм, 2021, с. 328]. Ключевые слова: этничность, негативная идентичность, русофобия, эт-ничность русофобии. Shirinyants, Aleksandr Andreevich, Doctor of Political Sciences, Professor. Head of Department of History of Social and Political Doctrines, Faculty of Politi-cal Science, Lomonosov Moscow State University. E-mail: jants@yandex.ru Does Russophobia in the West an ethnic traits? Once a well-known dissident Yu.M. Kublanovsky was asked: “Does it seem to you that Russophobia in the West has an ethnic attribute?”. Anwering, Kubla-novsky doubted the ethnicity of Russophobia [Kublanovsky]. In our turn, we will ask ourselves– what is ethnicity? How does it manifest itself in the ideology and politics of Russophobia? And more broadly, xenophobia, racism, chauvinism and other misanthropic ideologies, do they have ethnic characteristics? It is known that ethnicity is a form of intergroup interaction that includes a set of certain qualities of a particular group. This set has both objective (territory, lan-guage, religion, state, traditions, etc.) and subjective (marker symbols) dimensions. It is ethnicity that allows us to "separate our ethnic/national community "we" from other "they" and at the same time gives a sense of be-longing "I" to "my" kindred community" [Achkasov, p. 55]. If we follow V.A. Achkasov, who bases his reflec-tions on the classics of world socio-political thought, ethnicity as a form of social organization of cultural differences is associated with identity, which appears in two hypostases: "positive identity" is, first of all, a conscious community with posi-tively significant others (with "we"), without rigid opposition of "we" and "they". Negative identity is the consolidation of the community of "we" on the basis of to-tal opposition to negatively significant others ("they")" [Achkasov, p. 52]. It is pre-cisely this negative identity that underlies xenophobia, racism, chauvinism and, of course, Russophobia, caused by fear of Russia and hatred of the Russian people [Shutov, 2025; Gutorov, 2023]. One of the definitions of Russophobia reads: "Russophobia is hostility, OF literature of the XVI–XXI centuries shows [Istoki, 2023; Sorokopudova, 2014; Shutov, 2015, pp. 175-207], Russophobic ideologems and Russophobic politics are always ethnically colored, as they are directed against Slavs and Russians, as the most authoritative representatives of the Slavic peoples. And the goal of Russophobes use of both racist and chauvinistic arguments is to weaken and subjugate Russia, destroy the identity of Russians as a state-forming people, establish control over Russian territory and resources, and ultimately ex-clude "us from the historical memory of mankind" [Gutorov, 2018, pp. 132-141; Communism, 2021, p. 328]. Keywords: ethnicity, negative identity, Russophobia, ethnicity of Russophobia Литература Ачкасов В.А. Этническая идентичность в ситуациях общественного вы-бора // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Том 2. № 1 (5). С. 48–58. Истоки и смысл русофобии: Русский вопрос в истории политики. Анто-логия: В 3-х томах / Под общ. ред. чл.-корр. РАН А.Ю. Шутова. М.: Изда-тельство Московского университета, 2023. Коммунизм, антикоммунизм, русофобия в постсоветской России. 2-е изд., доп. / Авт. кол.: П.П. Апрышко и др. М.: Мир философии, Алгоритм, 2021. Кублановский Ю. Русофобия. Миф или горькая реальность? // Сибирские огни. 2012. №10. [Электронный ресурс] URL: https://sibogni.ru/content/rusofobiya-0). Меморандум экспертного центра Всемирного русского народного собора о русофобии // Интерфакс-религия [Электронный ресурс]. URL: http://www.interfax-religion.ru/?act=documents&div=1259 Сорокопудова О.Е., Ширинянц А.А. «Русский вопрос»: французская ру-софобия в XIX веке // Вестник Московского государственного областного университета, 2014. № 2 [Электронный ресурс] URL: https://evestnik-mgou.ru/ru/Articles/Doc/555 Шутов А.Ю., и др. Русский вопрос в истории политики и мысли. Анто-логия // Тетради по консерватизму, 2015. № 2. С. 175–207. Gutorov V. A., Myrikova A.V., Shirinyants A. A. Russophobia concept in mod-ern political discourse // Политическая экспертиза. ПОЛИТЭКС. 2023. Т 19, №2. Gutorov V. A., Shirinyants A. A., Shutov A. Yu. Two civilizations: the relations of Russia and Western Europe at the beginning of the 21st century // Baltic Region. 2018. Vol. 10, no 4. P. 132-141.