ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Ломоносов многомерен, каждый видит его по-своему. В своем выступлении я расскажу, как для него важны человек, природосообразность и дух. А дух - это то, что мы сейчас теряем. Думаю, мы входим в очень трудное время. Время, которое испытал Ломоносов, учась в Спасских школах: "Обучаясь в Спасских школах, имел я со всех сторон отвращающие от наук пресильные стремления, которые в тогдашние лета почти непреодоленную силу имели". Что и производится сейчас нашим обществом. Это напоминает сюжет сказки о Буратино - папа Карло продал свой инструмент, дал ему букварь, он его продал и пошел развлекаться. То же и все наше общество. Фактически мы отправились с вами в Страну дураков, чтобы, как и Буратино, прийти к истине. Отсюда причина кризиса человеческой цивилизации - подмена истинных ценностей. Трудность заключается вот в чем - стоимость ошибки человека возросла на порядки и равна стоимости жизни человеческой цивилизации. Это объясняется тем, что удвоение информации до Рождества Христова происходило за 2 тысячи лет, а сейчас, по данным компании IBM, - через каждые 75 дней, и будет прогрессировать. Мы испытали два информационных взрыва - образование средневековых университетов и сейчас - создание инновационной системы образования. Если мы этот этап не пройдем, мы погибнем. Потому что мы выпускаем специалистов, которые, например, управляют атомными станциями. Цена ошибки - человеческая жизнь. Поэтому выход - в создании образовательной обобщенной машины. В докладе было рассказано об изобретениях Ломоносова. Он усовершенствовал телескопы Ньютона и Грегори - опытный образец был изготовлен в апреле 1762 года, а 13 мая ученый демонстрировал его на заседании Академического собрания. Однако изобретение оставалось неопубликованным до 1827 года, и когда аналогичное усовершенствование телескопа предложил У.Гершель, такую систему стали называть его именем. Если бы действовала современная система защиты интеллектуальной собственности, можно было бы все исправить. Был создан прототип современного вертолета - у Леонардо был только чертеж, а Ломоносов сделал опытный образец, который не взлетел, но было измерено значение подъемной силы, с которого начинаются все летательные аппараты. Кроме того, великий ученый вывел три воспитательно-образовательных аспекта, которые актуальны и сегодня. Принцип природной сообразности: "Чаще природное дарование без науки, нежели наука без природного дарования к похвале и добродетели способствовали". То есть надо учитывать природные склонности детей, прежде чем их чему-то учить. Принцип единства образования и воспитания: "...Молодых людей нежные нравы, во все стороны гибкие страсти и мягкие их и воску подобные мысли добрым воспитанием управляются". Фактически это то, из-за чего Буратино продал свой букварь. И мы говорим, что этот принцип должен быть положен в основу новой системы образования. И цели - формирование человека-патриота, высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, бескорыстное служение Родине.