![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
В актуальной литературе по науке, технологии и обществу (STS) нарративы рассматриваются как инструмент производства общественного согласия или «социетальной готовности» (societal readiness) к инновациям (напр., Bernstein et al. 2022). Такое производство оказывается необходимым по причине растущего отставания обыденного сознания от научного и массового «несовершеннолетия» как неготовности понимать и участвовать в обсуждении техногенных вызовов и возможностей (напр., Marquard 1986/1991). Как частный случай этой проблемы обсуждается и феномен распространения нарративов вокруг генетики, рассматриваемый как глубокая культурная реакция на «постгеномную эру» (напр., Tsai and Lee 2021). В актуальной литературе к генетическим нарративам стали применяться методы культурных и текстологических исследований, которые изучают «генетические вымыслы» (Barker 2021, 1) как продукт человеческого творчества и как легитимную технологию производства социетальной готовности. Одной из областей, где создание и распространение нарративов имеет конкретные и далеко идущие последствия, является популяционный биобанкинг и связанные с ним крупномасштабные национальные программы в области генетики, которые особенно хорошо поддаются обоснованию нарративами, апеллирующими к национальным воображаемым. Исследователи отмечают пролиферацию нарративов и конструирование «воображаемых генетических сообществ» вокруг крупных национальных биобанков, таких как Эстонский геномный проект (Fletcher 2004), Биобанк Великобритании (Busby and Martin 2006), FinnGen (Tarkkala 2019) и Тайваньский биобанк (Tsai and Lee 2021). Проблема с нарративами заключается в том, что, хотя они и создают смыслы, они также открывают дверь для искаженного и аффективного способа общественного мышления и, таким образом, создают возможности для злоупотреблений со стороны корпоративных и государственных акторов, научившихся использовать недостатки такого мышления в своих интересах. Нарративы, будоражащие воображение и эмоции, способны отвлечь внимание общественности от сложных техногенных проблем, распознавание и решение которых требует иной формы организации и анализа информации. В своём докладе я сопоставлю нарративный и аргументативный способы общественного убеждения и производства «социетальной готовности» и продемонстрирую на «классическом» примере безуспешной попытки создания национальной базы данных сектора здравоохранения в Исландии (Icelandic Health Sector Database) способность нарративов служить привлекательной упаковкой для инноваций, которые при ближайшем рассмотрении и переосмыслении (рефрейминге) в рациональных терминах вызывают серьёзные этические сомнения. Этот и другие случаи заставляют признать, что нарративная форма обоснования и общественного убеждения в популяционной генетике (и за её пределами) должна, по крайней мере, сопровождаться рациональным аргументативным убеждением - при условии, что стороны всё ещё придерживаются универсальных нормативных рамок прав человека и не подменяют их локальными национальными и другими воображаемыми, похожими на те, что вдохновляли генетику в первые десятилетия XX века.