ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Понятие государственного контроля (надзора) и муниципального контроля закреплено в Федеральном законе от 31.07.2020 No 248-ФЗ (далее - 248-ФЗ). При этом, муниципальный контроль имеет дуалистический характер: с одной стороны, он встроен в единую систему контрольно-надзорной деятельности, с другой - связан с местным самоуправлением и решением вопросов местного значения. Это породило многочисленные споры экспертов касаемо пределов правового регулирования сферы муниципального контроля в период разработки 248-ФЗ, разногласия сохраняются и сейчас. Специфика муниципального контроля обуславливает актуальность выбранной тематики. Согласно так называемому "закону-спутнику" - Федеральному закону от 11.06.2021 No 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» - на сегодняшний день насчитывается семь видов муниципального контроля: • Муниципальный земельный контроль; • Муниципальный лесной контроль; • Муниципальный жилищный контроль; • Муниципальный контроль в сфере благоустройства; • Муниципальный контроль на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве (автодорожный контроль); • Муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (ООПТ); • Муниципальный контроль за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения. Предметом изучения в рамках данного исследования является муниципальный контроль в сфере благоустройства. Целью данного исследования является рассмотрение сущности муниципального контроля в сфере благоустройства в теоретических и практических аспектах, а также выявление пробелов и коллизий правового регулирования в данной сфере. Краткий перечень актов федерального уровня, дающих общее представление об этом виде контроля, содержится в Градостроительном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе от 06.10.2003 No 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - 131-ФЗ) . Указанные нормативные акты также отсылают к «правилам благоустройства» - документу, формируемому муниципальным образованием. В 131-ФЗ особое внимание уделено обеспечению доступной среды для инвалидов путём реализации мероприятий по благоустройству и контроля за их выполнением. Интересно отметить, что, аналогично норме Земельного кодекса Российской Федерации в отношении муниципального земельного контроля, муниципальный контроль в сфере благоустройства в городах федерального значения может осуществляться контрольными органами субъекта. В частности, в Москве описанные виды контроля входят в полномочия органов Правительства Москвы - органа исполнительной власти регионального уровня. Объектом контроля, согласно 248-ФЗ, является деятельность контролируемых лиц (физических и юридических), результаты их деятельности и объекты благоустройства. При этом, как отмечает А. Пахомов, в Положении о муниципальном контроле в сфере благоустройства предпочтительно указывать в качестве объекта контроля именно деятельность, так как: «Если в правилах благоустройства написано, что «лавочка должна быть окрашена в зеленый цвет», то очевидно, что лавочка сама себя не окрасит. Объектом контроля (то, на что направлено внимание субъекта контроля) будет являться деятельность лица, которое должно окрасить лавочку в нужный цвет». Также следует подчеркнуть, что рассматриваемая проблематика в большей степени актуальна на городских территориях; сложность муниципального контроля и правового регулирования данной области возрастает в крупных городах в виду большого количества объектов контроля и контролируемых лиц. В рамках доклада также проанализированы муниципальные практики организации и осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства, отдельно рассмотрена модель, реализуемая в г. Москва. Согласно Положению о муниципальном контроле в сфере благоустройства в городе Москве, уполномоченным органом является Объединение административно-технических инспекций города Москвы (ОАТИ). Дана сравнительная характеристика организации и осуществлению муниципального контроля в сфере благоустройства в различных муниципальных образованиях. Муниципальный контроль в сфере благоустройства представлен разнообразием подходов к его организации и осуществлению - формулированию Правил благоустройства и набором практических мероприятий, объединяемых понятием «благоустройство территории». При этом не последнюю роль в практиках благоустройства играют политические решения и другие действия акторов принятия решений. Также можно заключить, что для данного вида контроля особую важность играет взаимосвязь с институтом общественного контроля и взаимодействие с территориальным общественным самоуправлением. Это способствует выявлению и предупреждению нарушений, совершенствованию правоприменительной практики и, как следствие, повышению качества жизни населения.
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | Презентация | mk-b.pdf | 1,7 МБ | 4 мая 2023 [Golik_M_E] |