![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Развитие городов в Арктике и шире, на Крайнем Севере, происходит в очень специфической природной и социоэкономической среде. С одной стороны, редкая сеть населенных пунктов обуславливает узкий локальный рынок сбыта товаров и услуг, что препятствует формированию многих «традиционных» городских функций в полном объеме. С другой стороны, изолированное транспортное положение многих (но не всех) арктических городов делает их монополистами в сфере оказания городских услуг на сотни километров – обеспечивается конкурентоспособность на уникальности. Природные особенности и транспортное положение вызывают удорожание практически всех видов деятельности, делают (в большинстве случаев) нерентабельным развитие обрабатывающей промышленности и т.д. Специфичен сам спектр специализации городов в Арктической зоне: административные центры, транспортные узлы, центры обеспечения деятельности добывающей промышленности (в том числе огромную роль играют наукоемкие, «освоенческие» -- по Космачеву – услуги). Непосредственное обеспечение добывающей промышленности встречается в качестве доминирующей функции далеко не всегда – вопреки стереотипам. Функции городов менялись со временем, причем почти синхронно в разных регионах мировой Арктики: в конце XIX – первой половине XX века города возникали в Арктике при месторождениях или в качестве транспортных узлов – однако они вынужденно, в силу слабой транспортной доступности выполняли широкий спектр функций, от экспериментального сельского хозяйства до научных исследований, от производства стройматериалов до производства инструментов. Примерно с 1960-х годов по мере развития транспорта арктические города «беднеют» функциями (причем опять же циркумполярно): именно тогда города становятся как бы «более монопрофильными». Однако вопреки распространенному мнению, вплоть до 1970-х годов города продолжают строиться на Крайнем Севере не только в СССР, но и в других странах (в частности, в Канаде) – и только с 1980-х (в СССР/России с 1990-х) происходит однозначный переход на освоение месторождений вахтовым методом. Тем не менее, даже при сплошном вахтовом освоении месторождений полезных ископаемых, северные и арктические города сохраняют свои функции. Такие города сегодня – управленческие и логистические центры освоения сырьевых районов, центры научных исследований (геология, мерзлотоведение, морская биология, сельскохозяйственные науки, экология и др.), социально-культурные, медицинские центры и др. Многие урбанистические процессы также протекают здесь особым образом. В частности, процессы городского сжатия характеризуются наложением общемировых тенденций (в частности, субурбанизация, деиндустриализация и др. – а эти процессы встречаются и в арктических городах) на специфические – в частности, на закономерное изменение численности населения в тех городах, которые связаны с освоением месторождений полезных ископаемых