![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Понятие «дальние страны» было не знакомо средневековому человеку, однако такими словами можно назвать фантастические земли, которые с античных времен ассоциировались с образом Востока и связывались прежде всего с Индией. В древнерусской литературе описания таких мест можно встретить в рассказах из патерика и сборниках назидательного характера (например, «Притча о сладости мира сего» — фрагмент из повести о Варлааме и Иосафе), в исторических повестях («Александрия») и естественнонаучных сочинениях («Христианская топография Козьмы Индикоплова»). До XVI в. на Руси почти не встречается изображений, иллюстрирующих эти тексты: как правило, авторы ограничивались портретом главного героя повествования. Потребность создать визуальный эквивалент давно известных текстов возникла именно в XVI в. Эта эпоха отличалась энциклопедическим интересом к миру и стремлением охватить все его разнообразие, что ярко отразилось в активном создании иконографических схем «вселенского» масштаба. Изображения диковинных стран не передают ни особенностей пейзажа, ни необычной архитектуры, описания которой встречаются в текстах. Единственными указаниями на «фантастичность» оказываются изображения нереальных животных и народов, живущих в тех землях. Это могут быть как и знакомые средневековому читателю существа («кентавры»), так и совсем не знакомые («телорозе»). При этом взятый в отдельности зверь или народ, как кажется, не обладает собственной семантикой, но служит лишь маркером того, что сцена происходит в далеком «не нашем» мире. Интересно, что фантастические животные обязательно включаются и в космогонические сюжеты типа «Хвалите Господа с небес», где было важно представить весь мир, славящий Христа. В этом случае животные аналогичным образом репрезентируют собой «диковинную» часть мира. При этом на иконах со сценами притч, в силу назидательной функции данного жанра, каждый отдельный зверь все же приобретает конкретную символику: дидактическая идея, которую стремится донести до молящегося изображение, становится важнее места обитания фантастических животных.