ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Понимание текста "Плача об Ариэле" (и, шире, поэтических фрагментов "Первого Ишайи" в целом), приписываемого иерусалимскому пророку ассирийского периода Ишайе (Исайе), как правило, упирается в многочисленные смысловые противоречия внутри текста. Сегодня, когда влияние "текст-критической" школы в библейском литературоведении подвергается пересмотру, легитимной, если не необходимой, оказывается возможность рассмотреть эти противоречия (на каком бы этапе формирования текста они ни были бы допущены) не как прежде всего результат истории компиляции и редактуры, а как интегральное поэтическое целое. В таком случае, противоречивость - полисемичность на уровне лексики и амбивалентность на уровне прагматики - должна быть описана как специфический поэтический приём, связанный с историческими и идеологическими моментами древнеизраильского пророчества как общественного и литературного феномена. В качестве таких "программных" моментов в результате анализа каждого из кажущихся противоречий предлагается выделить открытость, незавершённость профетического будущего, в котором имя объекта (Ариэль-Иерусалим), критика объекта ("Ари-Эль", "лев Божий, как указание на столичную гордыню) и предсказываемая (или выкликиваемая) объекту будущая судьба ("ариэль" как жертвенник всесожжения) магически соединяются автором в единое целое и тем адресуют реципиента к морально-религиозной рефлексии как способу "решить" открытое будущее в благую или же дурную сторону.