ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
В конце XIX - начале XX столетия в гуманитарных науках набирает все большую силу психологический подход. Общий интерес к тогда еще довольно молодой науке психологии затронул и сферу историко-культурных исследований, где породил немало плодотворных дискуссий. Новый импульс развитию в этом направлении придало появление психоаналитической школы З. Фрейда, от которой берут свое начало другие направления глубинной психологии. Мы рассматриваем подход Фрейда и его учеников (Абрахама, Ранка и Райка) как исходную точку размышлений представителей психологии бессознательного о природе мифа и его современном значении. Создавая собственные подходы к анализу разных групп мифов и отдельных мифологических сюжетов, эти исследователи исходили из фундаментальной параллели сновидения и мифа. С одной стороны, миф понимается ими как коллективное сновидение, истоки которого относятся ко времени, когда сон и действительность воспринимались человеком в единстве друг с другом, а, с другой – сон представляется им чем-то вроде индивидуального мифа, содержание которого сложно и многообразно, поскольку связано с обширными слоями бессознательного и при помощи многочисленных символов обеспечивает взаимодействие с ними человека (сновидца). В зависимости от того, как понимается природа бессознательного (в школах З.Фрейда, К.Г. Юнга или Л. Сонди), между исследователями возникают различия в интерпретации символики мифов и сновидений, а соответственно и некоторые различия в понимании связи сновидения и мифа. При этом речь всякий раз идет не о какой-либо прямой зависимости, не о происхождении мифа из сновидения, а об их сходстве в психологическом отношении. Однако проблема мифа в глубинной психологии не исчерпывается исследованием мифа в собственном смысле слова. Как мы увидим, вопрос ставится шире и в исследование включаются также современные социальные «мифы», широкий круг представлений, периодически воспроизводящихся в массовом сознании. Механизмы сновидения (сгущение, смещение, вторичная переработка и т.д.), описанные аналитиками- фрейдистами, как и механизмы работы коллективного бессознательного, раскрытые Юнгом и его школой, играют важную роль в формировании социальных стереотипов, различных представлений, настроений, идей, которые иногда могут принимать характер психических эпидемий. Эта тема стала актуальной в XX веке и не утратила своего значения до настоящего времени. Особенные заслуги в ее разработке принадлежат Юнгу, много размышлявшему об истоках и последствиях социальных движений его времени, а также его последователям и некоторым современным мыслителям, работающим в рамках глубинной психологии, частности, О. Древерману.