ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Последний Бог – это, пожалуй, самая сокровенная загадка Хайдеггера. Прямых указаний, как следует понимать эту фигуру, нет ни в одном томе, посвящённом бытийной истории. Поэтому я предпринимаю попытку реконструкции этого понятия лишь посредством обрывочных поэтичных намёков, метафор и личных предположений с опорой на контекст. Первое, что бросается в глаза – прочная разделительная граница со всем, что было до Последнего Бога как предвестника другого начала мышления. Он только грядёт, мы не можем знать о нём ровным счётом ничего. Не только знать, но, как пишет Хайдеггер, даже помыслить о нём . Каким образом может быть доступно какое-либо знание о божественном как непосредственное знание? То немногое, что открывается нам через философские интуиции, что грядущий Бог «совершенно иной в сравнении с тем, что было, особенно в сравнении с христианским» . В то же время, в томе «Das Ereignis» написано, что Последний Бог – первоначальный, древнейший из богов . Он «основывает сущность того, что при скверном расчёте зовётся вечностью» . Следовательно, он вне времени и не может быть «последним» в значении «оставшегося». Так же из контекста «Beiträge zur Philosophie» проясняется, что «последний» означает не прекращение чего-либо, но нечто, подразумевающее предшествующее. Вероятно, Последний Бог Хайдеггера – образ, точка бифуркации, знаменующая начало иного мышления, освобождённого от метафизики, где первое начало предшествует ему. Так как Последний Бог – древнейший, то, по всей видимости он и есть сущность того, что предуготовило первое начало. Есть иной путь понимания: возможно, что начало европейского мира, то есть “первое начало” состояло в утрате непосредственной иерофании, разрыве контакта с древнейшим Богом. Чтобы раскрыть вопрос об этих намёках, необходимо разобраться, в каком контексте у Хайдеггера фигурируют боги, а где (Последний) Бог. Какое принципиальное различие и какова связь? Боги посылают себя человеку как боги до своего «ухода», после этого людям остаются лишь воспоминания и намёки божественного. Далее (в будущем) грядёт поступь Последнего из них. Хайдеггер не объясняет этот сюжет детально, однако некоторые фрагменты приоткрывают плотную завесу загадочной перемены. Перед своим уходом боги принимают решение между собой, чем высвечивают единственность сущности божественного . Вероятно, уход богов – это и есть их безвозвратное преобразование, подготавливающее новое начало, но, поскольку боги Хайдеггера не подчиняются расчётам, численным и насильственным попыткам осознания их сущности, нельзя развивать настолько поверхностную мысль, будто они отринули особую самость, чтобы слиться в едином: «Последний Бог имеет свою самую единственную единственность и стоит вне того рассчитывающего определения, что подразумевается в именованиях «моно-теизм», «пан- теизм» и «а-теизм»»… «Множество богов не подчиняется никакому числу, а относится к внутреннему богатству оснований и бездн в месте-мгновения свечения и укрытия указующего намека последнего Бога» .