ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Учителю информатики или преподавателю вуза часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда во вновь сформированных классах или группах находятся учащиеся с разным уровнем знаний и умений по информатике. Такая же ситуация возникает в группах дополнительного образования, на факультативных занятиях. Как правило, в аналогичных ситуациях учителя используют дифференцированный метод обучения. Дифференциация по уровню умственного развития, навыков или умений не получает в современной педагогике однозначной оценки. Для эффективного обучения каждого ученика в СУНЦ МГУ разработали методику выравнивающего и развивающего обучения информатике. Под эффективным обучением мы понимаем успешное освоение учащимися программы по информатике, поддержание у них интереса к изучаемому предмету, развитие творческих способностей учащихся. Данная методика позволяет выровнять уровень знаний школьников по базовому курсу (выравнивающая функция), при этом удается поддерживать высокий уровень интереса к изучаемому материалу (развивающая функция). Развивающая функция является ведущей по отношению к выравнивающей. Основой методики является разработка специальной системы заданий. Система заданий (задач) строится на следующих принципах: 1) каждая задача должна быть методически значимой (не должно быть «случайных» задач); 2) каждая задача должна иметь концентрическую структуру; 3) концентрическая структура задачи проявляется на системе специально разрабатываемых тестов; 4) в системы задач по каждой теме обязательно должны входить задачи разного уровня сложности; 5) задачи подбираются таким образом, чтобы ранее решенные задачи использовались при изучении последующих тем (быть может, в другой формулировке). Результаты применения методики: 1) достаточно высокий результат усвоения в пределах требований к обязательным результатам обучения; 2) за пределами этих обязательных требований, конечно же, мы имеет различие в учебных результатах; 3) при освоении обязательного базового курса у всех учеников постоянно поддерживается интерес к изучаемому материалу; 4) корректируется самооценка учащихся; 5) у учащихся формируются навыки самостоятельной работы; 6) преподаватель имеет возможность работать в режиме “индивидуальной работы” практически на одном и том же методическом материале; 7) индивидуальная работа в условиях классно-урочной системы накладывает на учителя очень жесткие требования к его реакции, памяти, собранности; разработка и использование системы задач с концентрической структурой позволяет уменьшить нагрузку на учителя во время урока; 8) при разработке описанной выше системы задач повышается методическая грамотность учителя.