![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Уже в V в. великий китайский теоретик живописи Се Хэ утверждал, что «не бывает картин, которые не служат исправлению нравов». В рамках этой концепции дидактическое начало корейской традиционной живописи было неотъемлемой частью творческого процесса и придавало ему моральное звучание. Конфуцианское мировосприятие побуждало к исследованию природных законов мироздания и использовало искусство как «средство выражения высокой идеи» чэдо чигу (재도지구 載道之具). Идейная и философская программа «живописи растений, птиц и животных» хвахвеёнмохва (화훼영모화 花卉翎毛畫) стала для художников способом выражения этических принципов и нравственных эталонов. Самым ярким примером чэдо чигу в корейской живописи является изображение «четырех благородных растений» сагунчжа (사군자 四君子, бамбук, дикая слива, орхидея, хризантема). Чтобы талантливо изображать сагунчжа, было необходимо обладать высокими моральными устоями, тогда как сама живопись «четырех благородных растений» способствовала постоянному духовному самосовершенствованию. Также средством выражения нравственных принципов считалось монохромное изображение птиц, сидящих в одиночестве на сухих ветвях, терпящих холод, смотрящих вдаль или спящих. Эти художественные образы в духе «живописи идей» саый (사의 寫意) утешали и закаляли дух конфуцианца, который стремился к уединению на лоне природы, но не мог покинуть государственную службу. Еще один популярный мотив корейского классического искусства связан с изображением буйвола, ставшего символом животного начала в человеке. Прирученный буйвол, олицетворял побежденное животное начало, пастушок верхом на буйволе воспринимался как метафора становления человека, который смог победить свою необузданную природу. Все вышеперечисленные мотивы будут рассмотрены в докладе на примере живописных произведений художников-интеллектуалов Ким Си (1524–1593), Ли Гёнъюна (1545–1611), Ли Джона (1554–1626), О Моннёна (1566–1617?), Ким Сика (1579–1662), Чо Сока (1595–1668), Чо Джиуна (1637–1691?), Сим Саджона (1707–1769), Кан Сехвана (1713–1791), Ким Джонхи (1786–1856), Чо Хирёна (1789–1866).