ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Тема раскрывается в двух разделах: 1. Мысль о. П. Флоренского движется в философском пространстве как немецкой философии, так и преодолевающей ее отечественной. Выявляются как сильные стороны неокантианства: обоснование единства мировоззрения, так и слабые - релятивизация истины и отказ от онтологии. Анализируются два пути преодоления неокантианства в России: Первый – онтологическое преодоление посредством идеи всеединства и софиологии, которая замещает обращение к идее души народа, второй – эстетическое преодоление посредством обоснования пересоздания реальности в творчестве, свободной теургии. Раскрывается неразрешенное противоречие двух указанных направлений преодоления: между софийностью сущего и пересозданием его. 2. В философии о. П. Флоренского выделяются два периода: а. онтологический («Столп и утверждение истины») период, в котором он разрабатывает различные модели бытия: конкретная метафизика; бытие есть эдем-космос-эдем, бытие есть космос и есть символ, бытие есть двуединая реальность «в одном лице», совмещающая два онтологических плана явление и смысл, чувственное и духовное; бытие есть софийное чувственно-духовное всеединство. б. эстетический («Философия культа», «У водоразделов мысли») поворот к неокантианству, которое, как известно, не занимается проблемами бытия, а решает антиномии разума в концепции трансцендентальных ценностей культуры и мировоззрения. В конкретной метафизике Флоренский стремится продемонстрировать «полный параллелизм онтологии и иконописи», или более широко, онтологии и эстетики, т. е. творчества. Ставится вопрос: удается ли Флоренскому сохранить эту двуединую реальность и преодолеть тезис Соловьева о пересоздании реальности, расстраивая мистическую составляющую в философии культа? Другими словами, удается ли ему осуществить рационализацию иррационального? Как правило, это не удается. Сравниваются попытки прорыва к трансцендентному у С. Киркегора (отчаяние, абсурд, парадокс, страх) и у о. П. Флоренского (страх).