ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Продолжено исследование 2012 г., в котором изучались представления о неэффективных качествах преподавателей психологии. Актуальность исследования: Психологические дисциплины в настоящее время активно внедряются образовательные программы. Однако, несмотря на изначальный интерес к психологии, по мере посещения занятий слушатели зачастую теряют мотивацию. Не вызывает сомнения полидетерминированность этого явления, составной частью которого является недостаточная квалифицированность самого психолога. Цель исследования: Выявить факторы, снижающие эффективность работы психолога-преподавателя. Задача исследования: Изучить характеристики образа психолога-преподавателя, негативно влияющие на эффективность преподавания, в представлении слушателей. Объект исследования: Учащиеся 8-11 классов, изучавшие психологию в школе и студенты 2 и 5 курсов психологических институтов Москвы (около 90 человек). Предмет исследования: Представления слушателей о негативных характеристиках преподавателей психологии. Результаты: Выявлены три основные группы негативных с точки зрения слушателей качеств преподавателей психологии: 1. Недостаточные педагогические навыки: неструктурированность материала, неясность цели занятия, хаотичность и непоследовательность изложения, эмоциональная уплощённость и тривиальность речи, излишне книжный, неживой язык, включение неиллюстративных и профанирующих историй из личного опыта, размытость критериев освоения предмета, монотонность и т. д. 2. Негативные личностные особенности: неэтичное поведение с учащимися, необъективность, неделикатность, заносчивость, нежелание учитывать психологические особенности аудитории в целом и индивидуальность учащегося, познавательная и личностная ригидность и т. д. 3. Неспособность к диалогу: восприятие точки зрения слушателей как заведомо неполноценной и не заслуживающей внимания, нетерпимость к возражениям как мнимой критике себя, навязывание своей научной, личной, нравственной и даже обыденной позиции и т. д.