![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
1. «Гимн к Венере», с которого берёт свой зачин поэма Лукреция «О природе вещей», является одним из наиболее часто обсуждавшихся и обсуждающихся фрагментов поэмы во все времена, начиная, по меньшей мере, с XIX века. Можно без малых преувеличений сказать, что любой профессиональный учёный, уделявший значительный интерес к тексту поэмы, был вынужден обращаться именно к «Гимну» с самым пристальным вниманием. 2. Камнем преткновения, в первую очередь, был тот факт, что торжественный тон и почтительность к божеству со стороны поэта-эпикурейца вступали в явное и разительное противоречие с догматикой эпикурейской школы, согласно которой влияние богов на мирские дела решительно отвергалось и какое-либо значение религиозных культов ставилось под сомнение. 3. В докладе предполагается показать, что философским источником для Лукреция именно в этом фрагменте поэмы был не Эпикур, а Эмпедокл с его учением о так называемых четырёх «корнях» всего сущего. Этим, в частности, может быть объяснено и то обстоятельство, по какой причине Лукреций для изложения эпикурейских истин избрал для себя поэтическую форму, в то время как в эпикурейских кругах, как известно, значение поэзии как таковой решительно нивелировалось. 4. «Гимн к Венере» и его необычное для эпикурейской традиции содержание точно так же предполагается рассмотреть и с историко-политической точки зрения. Речь идёт прежде всего о личности адресата поэмы – Гае Меммии. Богиня Венера была, как известно, покровительницей рода Меммиев. Данное обстоятельство приобрело в последние годы новые очертания и значение по результатам новейших археологических раскопок в области Террачина, где у Меммиев было в распоряжении родовое имение, и, как следствие, культ Венеры пользовался особым почётом.