ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Главной характерной чертой трансцендентального метода и «трансцендентального аргумента» является использование формы неправильного условно-категорического умозаключения. Существует классический и правильный modus ponens: p → q, p следовательно, q Это во всех смыслах правильный модус: от утверждения истинности основания мы идем к утверждению истинности следствия. При этом вывод в таком умозаключении следует с необходимостью. Трансцендентальный аргумент Канта строится иначе: от утверждения истинности следствия к утверждению истинности основания. То есть утверждается, что определенное явление q имеет необходимые условия p. p → q, q следовательно, p В формальной логике это – неправильное условно-категорическое умозаключение, ибо причиной q может быть p, но также возможно, что вовсе не p. Иначе говоря, вывод не следует с необходимостью. У Канта это выглядит так: (1) Если существуют чистые априорные понятия, то возможен опыт (= синтетические суждения a priori). (2) Опыт возможен. Следовательно, имеют место чистые априорные понятия рассудка. В подобной ситуации выход только один: не обращая внимания на форму умозаключения, анализировать его содержание. Именно анализ содержания может сказать нам, является ли это неправильное умозаключение в данном случае истинным или ложным. Именно поэтому Кант, как, собственно говоря, и многие его предшественники, выстраивает содержательную логику, которую он называет трансцендентальной логикой.