![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Экологическая диверсификация – это процесс, позволяющий организмам достичь различий в использовании ресурсов для снижения конкуренции. Экологическая диверсификация традиционно рассматривается как результат модификации генетически наследуемых признаков в процессе адаптивной эволюции. В то же время, у социальных животных с развитыми когнитивными способностями существенная часть поведенческих паттернов передается не генетически, а путем социального обучения. Сложные комплексы поведенческих паттернов, передающихся путем социального обучения, называют культурными традициями. Например, разные популяции шимпанзе используют особые способы добычи пищи – разбивание орехов камнями, ужение муравьев, охоту на мелких приматов с помощью «копий»; эти способы не являются врожденными инстинктивными программами, а выучиваются детенышами от матерей и других членов группы. Основой формирования культурных традиций у животных является пластичность поведения в сочетании с выраженной способностью к сложным формам социального обучения. Важное отличие поведенческих паттернов, передаваемых путем социального обучения, от генетически запрограммированных – их способность к быстрым изменениям и распространению удачных вариантов в популяции. В отличие от генов, традиции могут передаваться как по вертикали (от родителей к детенышам), так и по горизонтали (между животными одного поколения) и по диагонали (между животными разного возраста, не являющимися родителями и детенышами); направление и точность их передачи тесно связаны со структурой социальных связей. Роль культурных традиций в экологической диверсификации пока еще слабо изучена, однако является важным и многообещающим направлением исследований, поскольку позволяет по-новому взглянуть на способности животных менять свое поведение в целях более эффективной эксплуатации окружающей среды. Практическое значение данного направления исследований в применении к китообразным состоит в необходимости оценки способности этих интеллектуальных и подвижных животных адаптироваться к резко усилившемся в последние годы антропогенному влиянию, а также к изменению климата. В настоящее время некоторые популяции китов стабильны или даже растут, несмотря на антропогенную нагрузку, а другие, наоборот, уменьшаются в численности и даже находятся под угрозой исчезновения. Среди китообразных описана диверсификация экологических ниш как по объектам питания, так и по использованию пространства. Диверсификация экологических ниш у китообразных чаще всего рассматривается в контексте морфологических адаптаций: изменения размера, формы черепа и строения цедильного аппарата. Нередки также работы, описывающие разделение ниш, связанное с предпочтениями местообитаний с определенными океанографическими характеристиками, такими как температура воды, глубина и угол уклона дна. Исследования культурных традиций у китообразных редко рассматриваются в контексте концепции экологических ниш. Даже в наиболее полном современном обзоре феномена культурных традиций у китообразных их роль в диверсификации экологических ниш упоминается лишь мельком. В то же время, довольно многочисленны примеры, явно указывающие на то, что культурные традиции могут расширять и диверсифицировать экологическую нишу как на внутривидовом, так и на межвидовом уровне. Например, у одного из самых изученных видов китообразных – дельфина афалины (Tursiops truncatus) описаны многочисленные традиции, позволяющие представителям этого вида специализироваться на определенных ресурсах, которые в отсутствие специальных традиционных техник добычи не могли бы обеспечить энергетические потребности животных. Такие традиции включают, в частности, охоту возле уреза воды на пляжах, когда дельфин глиссирует или частично вылетает на берег в погоне за рыбой, взбивание вокруг добычи кольцевой стены ила, не дающей ей ускользнуть, использование губок для охоты у дна. Другой представитель китообразных – косатка (Orcinus orca), которая морфологически специализирована к охоте на крупную добычу, благодаря культурным традициям способна питаться, например, сельдью, которую оглушает ударами хвоста и затем собирает оглушенную рыбу, не тратя энергию на погоню. В данной работе мы рассмотрим, как культурные традиции способствуют экологической диверсификации у четырех видов китообразных Дальнего Востока России – косатки, северного плавуна (Berardius bairdii), серого кита (Eschrichtius robustus) и горбатого кита (Megaptera novaeangliae). Для косаток характерно не только разделение на рыбоядный и плотоядный экотипы, но и некоторый уровень специализации внутри экотипов, позволяющий определенным группам более эффективно охотиться на специфический вид добычи. Для северных плавунов было продемонстрировано наличие традиции охоты на мелководье, которая была распространена только среди «местных» групп и не встречалась среди транзитных. У усатых китов наиболее очевидной традицией, способствующей диверсификации, оказалась передаваемая от матерей к детенышам традиция миграции в определенный район нагула, что было выявлено благодаря значимым различиям в частотах митохондриальных гаплотипов даже между близко расположенными нагульными районами.