![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Касание словом – парадоксальная метафора, обозначающая возможность контакта и простейшую, и недоступную слову. Проблематика тактильной коммуникации не существовала для традиционной эстетики и семиотики (М. Эпштейн предложил считать хаптику отдельным видом знания именно на том основании, что в ней отсутствует момент означивания). Однако в «новой эстетике» (Х.-У. Гумбрехт и др.) касание трактуется как метафора «присутствия», а «присутствие» - как синоним эстетического опыта. Рождать такой опыт может не только искусство, но в искусстве он наиболее последовательно открывается рефлексии в его субъективной, интерактивной природе, непосредственности, интенсивности, целостности. По Гумбрехту суть эстетического опыта – колебание между эффектом присутствия и эффектом значения. Самая возможность аналитического описания этого феномена составляет методологическую - междисциплинарную - проблему. Филологические науки о тексте, умея отдать должное семантическому богатству эстетического восприятия, не умеют учесть его чувственную составляющую – ту, что пребывает вне концептуализации и вне языка. Изучение литературной традиции в свете посылок философского «поворота к опыту» - масштабная задача. Как конкретный пример в сообщении анализируются стихотворения Дж.Китса и У. Уитмена, где жест «приложения руки» фигурирует как мета-метафора личного присутствия. Я позиционирует себя здесь как 1). воплощенное, однако недостаточное без другого, 2). существующее не иначе, как в процессе трансформации, и 3). являющее собой контрапункт пустоты и наполненности, доверия и неуверенности, позитивного и негативного переживаний.