ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
В ситуации усиления тенденций междисциплинарности знания классическая для философии проблема природы субъекта приобретает новые формы рассмотрения. Представления о познающем субъекте трансформируются как в теории познания, так и в философии образования: расширение знания о природе психики и специфике её нейронального субстрата сближают гуманитарный и естественно-научный подходы к природе субъекта познания. В философии образования, а также в педагогике биологизаторское рассмотрение природы субъекта образования (в данном случае мы говорим об ученике, как активном субъекте процесса обучения) происходит в русле антропологического поворота и попытки построения образа человека на основе эмпирико-аналитической традиции. В свете активно развивающихся когнитивных наук представление о субъекте образования, как носителе некого универсального набора познавательных способностей, не константно. Предлагаются варианты расширения данного представления. Традиционные характеристики субъекта познания, такие как самотождественность, субъективность восприятия, самосознание, целостность, дополняются новыми аспектами. Исследуется телесность, социальность познания и формирования познавательных способностей, когнитивная включенность субъекта в окружающую среду, ценностные ориентации и эмоциональность восприятия. Интересными представляются исследования нейробиологов, выводы которых требуют соотнесения с теоретическими построениями и анализа возможных практических следствий, в том числе и для образовательного процесса. Например, концепция о мозге как системе предсказания и прогнозирования (predictive brain), в противовес системе, понимаемой по типу «стимул-реакция», вносит новые данные о включенности субъекта в среду. Данные исследований когнитивной психологии дополняют понимание важных для педагогической мысли феноменов внимания, овладения языком. Отдельной темой, значимой для развивающей педагогики, выносится развитие познавательных способностей субъекта в ходе образования. Запрос на практическое применение в педагогических методиках знаний о природе субъекта выражается в развитии прикладных отраслей когнитивной науки, например, нейропедагогики. Цель нейропедагогики - достичь понимания процессов обучения, исследуя особенности организации высших психических функций и их нейронных коррелятов. Педагогической задачей в таком случае является творческое оперирование с законами работы мозга. Формируются отдельные педагогические концепции на основе данных когнитивистики. Следует отметить, что, несмотря на популярность обращения к проблематике, связанной с мозгом, в литературе, посвященной образованию, ещё не в полной мере решена проблема синтеза достижений когнитивных наук с вопросами образования [4]. Когнитивные науки предполагают многоуровневое рассмотрение процессов познания: от синаптических соединений нейронов и активности мозговых отделов до комплексных психологических процессов формирования понятий. При выведении теоретических заключений и практических применений методик обучения на основании такого рассмотрения возникают вопросы о соотношении психического и физического. Возникают трудности терминологии: как интерпретировать понятия мышления, когнитивного процесса, познающего субъекта? Перед научным сообществом лежит задача возведения моста между традиционной для образования педагогической психологией и широким комплексом когнитивных наук, на богатый потенциал которых возлагаются большие надежды.