ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Бунинская поэзия не только раскрывает перед читателем грани сложного и богатого духовного мира ее творца. Она выступает и подлинным хранилищем русской классической традиции. Имена многих предшественников, питавшие на разных этапах бунинское творчество, с течением времени померкли в памяти потомков и оказались забыты, но его лирика позволяет «воскресить» эти фигуры для современной аудитории. Одним из важных ориентиров для будущего нобелевского лауреата был С.Я. Надсон (1862–1887), имя которого Бунин неоднократно называл в числе тех поэтов, чье влияние, пусть и недолгое, он испытал в юные годы. Практически забытая сегодня, лирика Надсона оставила заметный след в русской поэзии 1880-х (так, около ста его стихотворений были положены на музыку). В ней запечатлен не только самобытный образ самого поэта, но и строй мыслей и чувств целого поколения – людей 80-х годов XIX века. Это десятилетие получило название эпохи «безвременья», которое наступило после разгрома народовольческого движения и усиления политической реакции. Стихотворения Надсона привлекли аудиторию близостью к некрасовской школе с ее пафосом демократизма и гражданственности и в то же время тяготением к романтическому мироощущению. В его лирике современники увидели героя времени, в котором узнали себя. Этот лирический персонаж отказался от «дерзких мечтаний» и былых надежд, он мучим сомнениями и, по сути, сломлен жизнью. Но столь острое переживание идейного краха, бессилия и духовного тупика в то же время ставит его над пошлым и жестоким обществом с его мещанскими ценностями на недосягаемую высоту. Подобные ноты одиночества, непонятости и чуждости мира надсоновской лирики Бунин находил созвучными своим настроениям. Однако они были порождены иными, по сравнению с судьбой Надсона, обстоятельствами. В основе бунинского мироощущения лежало отнюдь не разочарование в общественной борьбе. Молодой поэт напряженно переживал приближение неминуемого распада и исчезновения окружавшего его с детства дворянско-усадебного мира. И неповторимое очарование этого многовекового уклада жизни лишь усиливало его меланхоличный душевный настрой. Результатом знакомства Бунина с лирикой Надсона стало появление в 1887 году своеобразного «надсоновского» стихотворного цикла. В нем молодой художник слова стремился не только проникнуться внутренним настроем лирики Надсона, но и усвоить его стилевую манеру, «говорить» его языком. Погружаясь таким образом в творческий мир предшественника, Бунин пытался разгадать загадку, чем же тот приводит в восхищение всю Россию. Но главное, он учился у Надсона фиксировать в стихотворениях колебания чувств, вибрацию настроений, переходы от одного душевного состояния к другому. Это умение повлияло не только на поэзию, но и на прозу Бунина, принеся тому впоследствие славу признанного мастера художественного психологизма. Судьбы «учителя» и «ученика» очень разнятся, хотя в каждой были и лавры, и пребывание в «тени». По-настоящему роднит Бунина и Надсона общая ценность – искусство, служению которому оба беззаветно и решительно посвятили свою жизнь.