![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
В докладе представлены результаты экспериментального исследования автора о влиянии ролевого социально-психологического тренинга на формирование у студентов-психологов конативного (поведенческого) компонента конфликтологической компетенции. Основной проблемой реализации компетентностного подхода в подготовке специалистов профессиональной сферы «человек-человек» является, по мнению докладчика, не разработанность методики формирования основного, т.е. поведенческого компонента конфликтологической компетенции профессионала.Для выявления причин недостаточной развитости конативной (поведенческой) конфликтологической компетенции у студентов-психологов, автором был проведен анализ видеоматериалов работы экспериментальных групп и экспертных оценок реакций участников ролевых игр на моделируемые конфликтные интервенции. Было установлено, что деструкция межсубъектной коммуникации в конфликте изначально обусловлена: 1) нарушением социальной перцепции, а точнее, искажением восприятия образа оппонента: значений его фраз, интонаций голоса, мимики, жестов и всего эмоционального контекста диспозиций личности относительно сложившейся ситуации; 2) снижением способности испытуемых к конструктивному мышлению при включенности их в острые конфликтные ситуации личностной значимости из-за слабого развития способностей к саморегуяции и навыков конструктивного реагирования на конфликт. Было установлено, что в семантическом пространстве каждого из оппонентов в конфликте происходит некоторый сбой субъективной системы значений, которая отличается от необходимой, т.е. объективной. Вышеизложенное послужило автору основой для разработки социально-психологического тренинга по формированию конфликтологической компетенции студентов психологического факультета, который базировался на комплексе ролевых игр. Своеобразие тренинга заключалось в том, что его участники при разрешении конфликтных ситуаций в лабораторном эксперименте включались в моделируемое тренером ролевое взаимодействие. Алгоритм подготовки студентов был таков: 1-й этап: индивидуальное решение типичных конфликтных ситуаций; 2-й этап: решение конфликтных ситуаций в динамических микрогруппах (по 3-5 человек) с периодической сменой лидера; 3-й этап: групповое решение конфликтных ситуаций при заданном распределении ролей; 4-й этап: включение студентов в реально моделируемые конфликты на тренинге без предварительной подготовки; 5-й этап: искусственное создание серии конфликтных ситуаций для членов Т-группы в естественных условиях учебной деятельности (за рамками тренинга). Поведение студентов в конфликтных ситуациях фиксировалось экспертами или операторами на видеосъемку. В конце каждого занятия тренинга проводился групповой анализ суждений, реакций и поведения участников Т-группы. Результаты экспериментального исследования позволили сделать следующие основные выводы: 1. Формирование у будущего специалиста умений анализировать и разрешать конфликтные ситуации вовсе не гарантирует его конструктивное поведение в реальном конфликте. 2. Конативная конфликтологическая компетенция у студентов психологического факультета успешно формируется на социально-психологических тренингах при включении их в ролевые игры с моделированием типичных конфликтных ситуаций, встречающихся в их жизни и деятельности. Развитие данной компетенции у субъекта обусловливает его конструктивное поведение в конфликтах и инцидентах.