![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Оценка конфликтологической компетентности субъекта основана на профессиональных или социальных стандартах, на его способности справляться с конфликтными ситуациями и конфликтами (разрешать их, управлять ими). В её структуру входят: - представление о феноменологии конфликта и его детерминантах; - ориентирование в факторах развития конфликтных ситуаций и стилях поведения в них субъектов межличностного(или внутригруппового) взаимодействия; - владение техниками психической регуляции в ситуациях включенности в конфликт; - способность анализировать конфликты, умение их прогнозировать и разрешать; - умение упреждать конфликты, переводить их в конструктивное русло развития; - способности к разрешению своих личностных конфликтов. Для того чтобы продемонстрировать компе-тентность, люди должны проявить свои компе-тенции - модели поведения, позволяющие ему быть компетентными. Компетентность обычно характеризуют, как способность разрешать конфликты, а компетенции – как стандарты поведения, обеспечивающие эту способность и в идеале не допускающие конфликтов. Исследования, проводимые нами со студентами старших курсов психологических факультетов в вузах России и Украины (выборка 950 человек) показали, что значительное большинство из них (82%), освоив теорию конфликта и научившись успешно разрешать конфликтные ситуации в лабораторных условиях (на занятиях), в реальной жизни, будучи включенными в межличностный конфликт, ведут себя не конструктивно, практически не используя полученный багаж знаний и умений. Последнее свидетельствует о том, что, не смотря на то, что студенты обрели определенный уровень компетентности в анализе и решении конфликтов, в выборе адекватных ситуациям стилей поведения, конфликтологические компетенции у них не были сформированы. А значит, конфликтологические компетенции не только являются составной частью компетентно-сти, но и означают определенный, на наш взгляд высший, ее уровень - поведенческий. На основе экспериментальных исследований, мы пришли к выводу, что конфликтологические компетенции людей формируются в процессе целенаправленно организованной совместной деятельности, предполагающей обретение должного жизненного опыта, отраженного в искомом конструктивном поведении. Конфликтологическая компетентность человека на наш взгляд может иметь несколько уровней: - теоретический уровень, когда субъект знает феноменологию конфликта, методы анализа и разрешения конфликта, эталоны конструктивного поведения конфликтом и алгоритмы управления им; - первичный эмпирический уровень, на котором человек демонстрирует способности анализировать и разрешать конфликтные ситуации в лабораторных (учебных) условиях, когда перед ним ставится таковая цель, и он контролирует свои действия; - поведенческий уровень, на котором, будучи включенным в конфликтную ситуацию, субъект способен вести себя конструктивно, упреждая развитие инцидента или разрешая конфликт.