![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Экспериментально исследуется эффективность волновых движителей (ВД) двух типов (качающееся подпружиненное крыло и прямоточный волновой движитель) на модели судна с малой площадью ватерлинии (СМПВ) Исследование работы крыльевых волновых движителей судов в лабораторных условиях, где как правило используются гладкие волны, показывает, что эффект движения судна против волн растет с увеличением интенсивности волнения. Однако, при движении против реальных штормовых волн, судно испытывает большое сопротивление при взаимодействии крутых волн с корпусом, и в таких условиях волновой движитель не сможет обеспечить движение судна против волн. Полупогруженное судно или судно с малой площадью ватерлинии мало подвержено воздействию волн. На гидроканале Института механики МГУ была испытана модель СМПВ длиной 1700 мм и шириной 1270 мм, в качестве основного элемента движителя, как для качающегося профиля, так и для неподвижного (прямоточный ВД) использовался симметричный профиль NACA0015 с хордой 170 мм. Обнаружено, что для качающегося профиля при фиксированном заглублении крыла движителя, максимум скорости движение судна против волн достигается, когда корпуса судна находятся в водоизмещающем положении. С ростом осадки (затоплением корпусов) скорость уменьшается, но не более чем на 40% по сравнению с положением корпусов на плаву, а в диапазоне длинных волн судно с погруженными корпусами имеет заметное преимущество по сравнению с плавающими. Зависимость скорости от заглубления оси качающегося крыла при неизменной осадке имеет максимум при заглублении крыла равным примерно 50 мм. Работа прямоточного движителя принципиально отличается от качающегося, однако в качестве рабочего элемента был использован тот же профиль NACA0015, только установленный жестко относительно корпуса судна с наклоном 200 относительно продольной оси. Острая кромка профиля (она же верхняя) в невозмущенном состоянии устанавливалась на уровне покоящейся воды. Для малопогруженных корпусов, когда имеется значительная качка судна, такой ВД значительно уступает качающемуся. Однако его эффективность растет с увеличением осадки корпусов судна, и при осадке большей 400 мм судно движется примерно с той же скоростью, что и с качающимся ВД с той же осадкой. Нужно отметить, что на длинных волнах эффективность прямоточного ВД заметно уступает качающемуся ВД, но на более коротких и крутых волнах наблюдается обратная картина. Тем самым для расширения диапазона эффективной работы ВД можно применять оба способа создания тяги, с использованием одного и того же крылового профиля.