ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
19 сентября 2003 года в результате подписания Болонской декларации Россия включилась в процесс создания общеевропейского образовательного пространства. Итоги десятилетия ознаменовало появление Федеральных государственных образовательных стандартов нового (третьего) поколения (ФГОС НП). Новые стандарты обязывают формировать образовательные программы в компетентностном формате с применением технологий дистанционного обучения и составлять учебные планы в соответствии с уровневой кредитно-модульной системой. В ходе длительных дискуссий на общеевропейском уровне была принята структура компетенций, включающая три основных класса: общекультурные, общепрофессиональные и узкопрофессиональные. Принятие компетентностного подхода к оценке результатов образования должно привести к возникновению новых методов достижения дидактических целей преподнесения и контроля с переходом от оценки знаний к оценке компетенций. ФГОС НП при модернизации учебного процесса рекомендуют трансформировать часть курсов очной формы обучения в дистанционные, чтобы стимулировать сознательное включение обучающегося в процесс своего саморазвития посредством передачи ему механизмов индивидуализации траектории взаимодействия с учебными модулями. Системы управления содержимым динамических сетевых ресурсов (Content Management Systems, CMS), такие как 1С-Битрикс, предоставляют более гибкие механизмы адаптации систем дистанционного образования к требованиям ФГОС НП, чем LMS. Материалы каждого модуля, вовлеченного в развитие междисциплинарных компетенций, могут распределяться между разделами и элементами индивидуального информационного блока в соответствии со смысловой фрагментацией материалов [5] и адаптироваться к потенциально автономной демонстрации посредством дополнения заголовками, анонсами и метаданными. Структуру компетенций и образовательных уровней, глоссарий, персоналии и прочие сервисные разделы целесообразно создавать также в форме информационных блоков с динамическим отображением названий, анонсов и детального содержимого в публичной части веб-ресурса. Содержимое динамических страниц может группироваться по типам медиаресурсов (текст, изображения, звук), что позволяет расширить свободу выбора учебной траектории в соответствии с репрезентативной системой учащихся. Инструментарий CMS предоставляет возможность организовать автоматическую компоновку динамических веб-страниц в зависимости от персональных учебных планов, истории просмотров элементов, уровня подготовки учащихся, их специализации, успеваемости, статистически выявленных индивидуальных предпочтений и познавательной активности. Таким образом, использование комбинаторных технологий CMS в педагогических целях способствует становлению индивидуальности обучаемых и формированию среды эффективной самореализации преподавателей. Структура информационных блоков может адаптироваться к новым образовательным стандартам в результате дополнения произвольным набором административных и пользовательских свойств, позволяющих редактировать характеристики элементов посредством заполнения веб-форм из административного и публичного раздела сайта. При появлении новых стабильных сетевых сервисов эволюционирующие CMS могут расширять набор типов свойств (строка, список, число, файл, HTML/текст, дата/время, счетчик, таблица, видео, форум, карта, пользователь, чекбокс; единичная и множественная привязка к разделам и элементам инфоблоков). Все информационные блоки, в которых публикуются учебно-методические материалы, следует дополнить свойством «Компетенции» с множественной привязкой к элементам инфоблока «Компетенции». При соответствующей настройке отображения содержимого веб-страниц рядом с каждым учебным ресурсом будет динамически формироваться список гиперссылок на связанные компетенции. Страницы компетенций можно динамически компоновать из описания компетенции и наборов связанных с ней учебных медиаресурсов, оформленных в виде интерактивных графических миниатюр с подписями или текстовых гиперссылок. Таким образом, все существующие и будущие учебные материалы будут автоматически классифицироваться и группироваться в соответствии с компетентностным подходом к процессу образования. В эпоху расширения информационного пространства преимущества получают ресурсы с изначально заложенной способностью к масштабируемости. Жизнеспособность и ареал использования систем дистанционного образования в условиях административной реорганизации (слияние, образование филиалов, перепрофилирование) зависит от способности инструментария CMS организовать привязку ресурсов к множеству доменов информационного континуума и обеспечить соответствующую специализацию их представления. Адаптация систем дистанционного образования к компетентностному формату в многодоменной среде осуществляется посредством дополнения инфоблока «Компетенции» свойствами приоритетной сортировки элементов в зависимости от тематики домена.