ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Уменьшение размеров тела значительно влияет на все строение насекомого, и эти изменения в большой степени затрагивают нервную систему (Полилов, 2015), в частности приводя к многократному уменьшению числа и размера нейронов. Несмотря на эти изменения, микронасекомые не лишаются способностей к ассоциативному обучению (Polilov et al., 2019). Напротив, перепончатокрылые паразитоиды, значительная часть которых является представителями миниатюрного размерного класса, соперничают с социальными насекомыми за статус насекомых с самым сложным поведением (Farris, Schulmeister, 2011). На примере паразитоидов Trichogramma telengai (Hymenoptera: Trichogramatidae) было исследовано влияние миниатюризации на функционирование нервной системы насекомых. Исследования были проведены на термоарене, устроенной по принципу водного лабиринта Морриса. Принцип работы таких установок состоит в том, что животное, в попытках избежать воды или высокой температуры, ищет комфортный участок - сушу или прохладу. В тестовой группе этому участку соответствует целевой паттерн на экране. Применение универсального стимула в виде некомфортно высокой температуры позволяет сравнивать скорости обучения животных из разных групп. Способность к ассоциативному обучению T. telengai на термической арене наблюдалось после пяти повторностей обучения, что быстрее, чем у ранее исследованных более крупных насекомых, сверчков Gryllus bimaculatus (Orthoptera: Gryllidae) (Wessnitzer et al., 2008) и дрозофил (Ofstad et al., 2011). Этот феномен можно объяснить тем, что более крупный мозг, обеспечивая большую чувствительность и детализацию, не обязательно приводит к более высоким результатам в конкретных задачах (Chittka, Niven, 2009).