ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Различные варианты восстановления оптимального уровня функционирования организма посредством тренингов с биологической обратной связью (БОС) находят все большее применение в школьной медицине: широко распространена БОС-коррекция психологических отклонений учащихся (СДВГ, ММД)и психосоматических расстройств педагогических работни ков (артериальная гипертензия, синдром эмоционального выгорания и др.). Поиск наиболее эффективных методов данной терапии связан с изучением физиологических закономерностей восстановления здоровья. Воздействие на функциональное состояние человека методом переключения внимания с жизненных проблем на заведомо позитивные переживания сопровождается значимыми изменениями как базовых показателей сердечно-сосудистой системы, так и показателей автономной регуляции, которые могут быть интерпретированы как нормализующие. Программа нейтрального релакса не вызывает существенных и стойких изменений показателей СР, АД и их автономной регуляции. Активный дыхательный тренинг вызывает значительные изменения в частоте дыхания и плечевом АД, а также перестройки спектральных показателей вариабельности СР. В данном варианте тренинга наблюдается выраженная динамика степени изменения оцениваемых показателей, свидетельствующая о наличии собственно эффекта тренировки как в показателях дыхания, так и в показателях сердечно-сосудистой системы. Эффект тренировки при дыхательном тренинге прослеживается также в динамике значений показателей автономной регуляции. Этот показатель отражает чувствительность спонтанного барорефлекса и спектральные показатели вариабельности СР. Однако за 5 сеансов БОС-тренингов по данной методике нормализующих изменений барорефлекторной регуляции достигнуть не удается. Видимые проявления эффекта тренировки и возможность оценить достигнутый результат и провести рефлексию позволяют использовать в школьной медицине именно дыхательный тренинг как обладающий всеми необходимыми качествами для педагогического процесса.