ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
В своем сообщении я попытаюсь дать обзор далеко не новой, но постоянно возобновляемой и разнообразно варьируемой в специальной и научно-популярной литературе темы. Это не столько вторжение в безграничное поле «философии сознания», сколько обзор части карты непрестанно возобновляемого спора о «подлинной» и «на самом деле» природе человека в условиях очевидного прогресса и экспансии когнитивных наук. Когнитивизм («когнитивная наука», «когнитивная философия») – сам по себе мощный фактор влияния на состояние умов теоретиков-методологов, неизбежно добирающихся по лестнице вопрошания и рефлексии до общегуманистических вопросов (называть которые вечными и даже инвариантыми сегодня было бы неосторожно). Термин «гетерофеноменология» имеет общеизвестное авторское происхождение, но по имплицитному содержанию провокативно возобновляет очень старые, нередко уже вызывающие раздражение неопределённостью исхода дискуссии. Авторитет и литературно-полемический талант Д. Деннета, этакого овода-«кайфолома», атакующего «сладко спящих» «романтиков» поддерживает интерес к ряду тем общефилософского характера, поднятых в ХХ веке. Упрощенно, но ради указания векторов обзора я выделил бы следующие тематические узлы. 1. Существуют ли общепонятные итоги самой Программы Натурализации (у которой универсалистские претензии, что можно проиллюстрировать перечнем названий коллективных и авторских монографий хотя бы за последние 70 – 50 – 30- 20 лет)? Каковы были и остаются контр-аргументы и герменевтические диагнозы философского анти-натурализма? Где же она – «фундаментальная онтология?» 2. Основания скепсиса и нигилизма по отношению к феноменологическому проекту в его классическом и современном вариантах и итогах развития. Плохая «аутопсихология», «бесконечное копание в сознании» (Деннет и единомышленники), проблематичное состояние единодушия в самом феноменологическом сообществе и единства в поле феноменологических исследований. 3. Проекты взаимодействия и взаимовлияния когнитивизма и феноменологии. Программа «нейрофеноменологии» Ф. Варелы. Образцы «гибридов». Проблема овладения языком самонаблюдения и экспериментаторов, и испытуемых. Что там с позициями «от первого, второго, третьего лица»? 4. Признаки риторической имитации феноменологического языка, например, в социологии. Вообще, что ждать от феноменологии спустя 120 лет ее развития? 5. Примеры интересных «гибридов» в нейронауках. Примеры ересей и мировоззренческих сомнений среди авторитетных нейрологов (от Дж. Экклза до К. Прибрама, У. Пенфильда и А. Ньюберга). «Личностный коэффициент» философской веры и сциентизм как идеология (как новая научная информация вливается в старые мехи).