ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Если мы, следуя за Мамардашвили, скажем, что свобода - это усилие, то во избежание смешения разных пониманий сути этого усилия проясним, в каком смысле свобода может считаться усилием. Во-первых, она усилие постольку, поскольку необходимо совершить и постоянно продолжать его совершать, чтобы стать и оставаться свободным. Именно такой свободе может мешать то, что человек "готов на все, лишь бы не привести себя в движение и не поставить себя под вопрос". Но в этом случае человек лишь может стать свободным. Однако свобода - усилие и в том смысле, что сама является усилием. Говоря более конкретно, необходимая человеческая свобода, то, как человек неизбежно свободен, а не только может стать таковым, это свобода выбора, возможность выбирать. Дело в том, что, даже когда в первом смысле человек не свободен, он остается свободным во втором. Его несвобода не только имеет основание в нем самом, но и превозмогается свободно. В противном случае в человеке не осталось бы ни того, что (в некоторых случаях) удерживало его несвободу, ни возможности самостоятельно, без внешней причины прийти к такой свободе. Так как последнее совершается в том числе путем выбора. Но этот выбор нельзя понимать как "выбор между". Когда мы видим тонущего и несемся ему на помощь, мы не выбирали помочь ему или нет - мы просто спасли его. Но такое пложение дел не должно скрывать сущность этого "просто спасли". Мы выбрали побежать к тонущему, попыаться спасти его. Никто и ничто не сделало бы этот выбор за меня. Хотя, конечно, контекст самовоздействия, в котором я нахожусь может косвенно на этот выбор влиять, с чем, вероятно, не согласился бы Сартр. [3] Так, если я утром выбрал пойти гулять вечером, это с одной стороны не значит, что я не могу передумать, а с другой все же будет приниматься мной во внимание, когда я буду выбирать "между" или просто выберу все же пойти. Стоит указать также на то, что то, что я выбираю, необходимо представляется мне удовольствием. И именно поэтому я выбираю то или иное: не мир определяет мой выбор, но сам я определяю в спонтанности и выбор и мир (второй к тому, чтобы он считался мной удовольствием), так как "цель - галлюцинация, существующая нашими усилиями". При этом нельзя смешивать упомянутую спонтанность и свободу. Да, свобода необходима спонтанна, так как я сам являюсь причиной своего выбора, который совершается спонтанно. Но спонтанность не всегда свободна в этом обсуждаемом нами смысле свободы - необходимой. И это подтверждается тем, что человек далеко не всегда властен над своей спонтанностью.