ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Политическая география восточного побережья Юкатана в терминальный постклассический период известна хуже, чем для других регионов низменностей майя. Причиной тому во многом являются события, последовавшие за конкистой и не способствовавшие сохранению местной устной и письменной традиции: стремительная депопуляция региона, окончившаяся эвакуацией оставшегося населения в сер. XVII в., а также Война каст, эпицентром которой стала северная часть современного штата Кинтана-Роо. Это обстоятельство тем более досадно, что данный район в постклассический период благодаря морскому торговому пути, огибавшему полуостров, был важной частью всей мезоамериканской мир-системы. Пожалуй, единственным относительно крупным известным массивом письменных источников, касающихся политической организации восточного побережья Юкатана, является корпус записок испанских конкистадоров и работы хронистов и историков XVI-XVII вв. Заметное место в нем занимает повествование об испанцах, потерпевших кораблекрушение в 1511 г. (Х. де Агиляра и Г. Герреро). Разные версии рассказа позволяют обосновать ассоциацию Шаманцамы (селения, где Агиляр содержался в качестве раба) с Танкахом (в историографии она принята вслед за Р. Ройсом, но не доказана: Ройс лишь ссылается без какой-либо аргументации на мнение Л. Хьюина). Традиция упоминает враждебные отношения между Косумелем и «касиком» Шаманцамы. Однако, согласно данным археологических исследований, Танках, будучи важным религиозным центром, все же не был крупным поселением и вряд ли мог самостоятельно соперничать с объединенным к тому моменту под властью одного халач-виника Косумелем. В свою очередь, плотный и сплошной характер застройки территории между Тулумом и Танкахом, а также некоторые данные источников конкисты позволяют допустить существование единого образования, организованного в форме либо тесного союза, либо дуальной политии. Такое предположение кажется наиболее приемлемым, так как объясняет упоминавшийся военный конфликт: в свете его речь идет о противостоянии молодых региональных вторичных государств, предметом спора которых мог быть только контроль над торговыми путями (в т.ч. в мистифицированной форме паломничества).