![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Наверное, нет другого писателя в русской литературе, произведения которого были бы так тесно связаны с современными ему событиями и, в то же время, не были бы так созвучны нашему сегодняшнему дню. Множество ситуаций, коллизий, способов их разрешения, находят прямую аналогию в нынешней жизни. Особый интерес представляет описание Чеховым источников и проявлений коммуникативной неудачи (коммуникативного фола). Главенствующую роль этой темы во всем творчестве писателя подчеркивает А.Д. Степанов на основе обширного материала, анализа произведений самого Чехова, критиков и исследователей его творчества. Коммуникативный фол возникает не только и не столько по злой воле, недостатку желания, неумению общаться говорящего и реципиента. Чтобы разобраться в истиной природе фола, вслед за Степановым возьмем за основу классическую модель коммуникативного акта, предложенную Р.О. Якобсоном в работе «Лингвистика и поэтика», определившего следующие факторы коммуникации: сообщение, адресат, адресант, контакт, код, референт. Независимо от Якобсона, но позже него, американский инженер и математик Клод Шеннон дал свое определение модели коммуникации, которое до настоящего времени используется в теории передачи информации. Модель включает шесть компонентов: источник, кодирующее устройство, сообщение, канал, декодирующее устройство и приемник. Помимо этих терминов, Шеннон ввел еще понятия шума. В гуманитарных исследованиях следовало бы добавить еще один фактор коммуникации – интенцию, или намерение адресанта быть понятым и намерение адресата понять полученное им сообщение. Прояснение понятия коммуникации требует определения того, что факт коммуникации состоялся. Какими методами может писатель показать читателю, что коммуникация состоялась или произошел фол? Коммуникация состоялась, если адресат проявил некоторую реакцию на полученное им сообщение. Вероятно, очень трудно и непродуктивно показывать отсутствие реакции. То есть, если полученное сообщение некоим образом не влияет на поведение адресата, само существование сообщения не-оправданно, не несет смысловой нагрузки. Хотя в реальной жизни такие случаи встречаются очень часто, в художественном произведении они неуместны. Другое дело, когда сообщение вызывает совершенно неожидаемую адресантом реакцию, даже противоположную той, на которую рассчитывал отправитель. Именно тогда может идти речь о коммуникативном фоле. В чеховских текстах выявляются фигуры отрицания каждого из перечисленных выше факторов коммуникации. Их отсутствие, как атрибут метода формального анализа понятий, FCA, помогает выявить взаимоотношения между проявлениями фола, выделить главные и побочные причины его возникновения.