ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Вопрос о школьном образовании остается одним из самых актуальных тем российской общественной жизни. Наиболее ярко это проявляется в темах, обсуждаемых в СМИ и в интернете. Продолжаются споры о едином учебнике истории, о программах чтения по литературе, обсуждается ситуация с сокращением количества сельских школ, объединение московских школ в крупные комплексы, программы и многое другое. Эти вопросы затрагивают большинство россиян и их обсуждение мало кого оставляет равнодушным. Одним из направлений исследований на этом поле является построение концепции русской национальной школы. Выявление её ценностей, особенностей, способов построения нередко производится на примере успешных образцов талантливой педагогической деятельности. К таким образцам, безусловно, относится и деятельность С. А. Рачинского, выпускника Московского университета, известного российского педагога, во второй половине XIX века основавшего более 20 школ в Смоленской губернии. Школам С. А. Рачинского посвящено уже немало научных работ. Их авторы направляют свои усилия на то, чтобы определить те основания, на которых была построена его школа. Среди этих оснований указывают, например, стремление учить крестьянских детей «полезным» для них навыкам, доступность и близость учителя к детям, принцип единения школы и церковного прихода. В представленном докладе будет рассмотрена конкретная особенность школы С. А. Рачинского: представление о школе, как инструменте решения актуальных общественных задач. Так, среди достижений «татевского учителя» на этом пути – распространение по всей России трезвеннического движения, препятствующего распространению пьянства. С. А. Рачинский намеренно готовил собственных выпускников к священническому служению и к работе учителя – с тем, чтобы его выпускники также участвовали в деле народного образования. Представляется, что указанная особенность – внимание к решению насущных общественных проблем – является существенной чертой русской национальной школы в целом. Её необходимо учитывать и при построении национальной русской школы в наши дни.