ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Представление об этнической идентичности как видоспецифичной характеристике H.sapiens, укоренилось в советской этнологии в силу административно-политических причин. Примордиалистский подход, согласно которому этнические группы являются изначальными обязательными объединениями людей, был положен в основу теории этноса Ю.В.Бромлея, директора Института этнографии АН СССР (1966-1989 гг). Только в последние десятилетия эти позиции ослабли, уступая влиянию конструктивистских концепций. Однако они по-прежнему сильны в среде российских специалистов в смежных с этнологией областях, включая популяционную генетику. Они указывают на «опасные последствия» деформаций древних генофондов коренных северян при смешении и с крупными этносами, и с малочисленными народами. Оставаясь на взглядах Ю.В.Бромлея, считавшего непременным условием для сохранения этноса «широкой эндогамии» - заключения браков внутри своей общности (с «критическим барьером» в 10%, превышение которого ведёт к исчезновению этнической группы), «стихийные примордиалисты» полагают, что генетическое смешение ведёт к исчезновению этноса, как биосоциальной единицы. Устойчивость таких взглядов отчасти обусловлена «профессиональной деформацией» этногенетиков. Они реконструируют древние связи и родство современных групп, изучая молекулярно-генетические характеристики «чистых» представителей популяций; потомки от смешанных браков из анализа исключаются. Такая процедура на определённых этапах медико-антропологических исследований необходима, но её перенос в этнологические построения возвращает к представлениям об этносе, как категории отчасти биологической. Особенно лёгок возврат к примордиалистским воззрениям при анализе ситуации в популяциях коренного малочисленного населения Севера и Дальнего Востока России. В российской традиции «инородцы Севера» - группа, «требующая защиты от угроз цивилизации». Этот взгляд смыкается с биологизаторской позицией «борьбы за сохранение биоразнообразия человечества», при которой проблемы этнического самоопределения, сохранения языка, элементов культуры и т.д., уходят из поля зрения. В результате «естественными» перспективами сохранения коренных народов видятся действия, направленные на изоляцию от «грозящих поглощением» групп населения. В итоге – усиление сегрегационных настроений. Дополнительная сложность в том, что примордиалистские представления об этничности распространены в российской политической среде. Тезис о неснимаемости различий и опасности этнического смешения ведёт к идеологии «дифференциалистского расизма», это одна из опасных траекторий социальных отношений в российской среде.