ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Доклад посвящен проблематике литературного чтения как исторически-изменчивому культурному и когнитивному навыку эстетического восприятия. Автор исходит из предположения, что в XIX в. происходит формирование современной формы фантастики как способа письма, отражающего изменения в навыках восприятия художественной условности, которые остаются «рабочими» и сейчас. В статье «О сверхъестественном в литературе» (1827) Вальтер Скотт пишет, что образы из сказок и легенд, хотя и вызывают интерес у образованной публики, воспринимаются как суеверия, и значит, должны вводиться в текст осторожно, чтобы не отпугнуть скептически настроенного читателя. Фантастика, таким образом, понимается как способ изображения – как писательская «уловка», которая позволяет читателю сомневаться в реальности сверхъестественного, ведь оно может оказаться простым обманом чувств или мистификацией. Эта концепция фантастики получает развитие в научных дискуссиях в XX в., в частности с позиций семиотики у Ц. Тодорова и позже С. Н. Зенкина, который обращает внимание на роль идентификации читателя с героем в создании «эффекта фантастики»: читатель через миметическое подражание герою решает, в рамках какой системы правдоподобия – реалистической или сверхъестественной – декодировать текст. В истории фантастической литературы рубеж XIX–XX вв. характеризуется формированием «неофантастики»: согласно Р. Лахманн в XX в. писателей меньше интересует «игра» в неоднозначность, а больше – создание автономных вымышленных миров. Действительно, «миры научной фантастики» или «миры фэнтези» – часто встречающиеся понятия в современных дискуссиях. Однако, как пишет Ф. Мендельсон, «фантастичность» мира определяется дистанцией, которую текст предлагает читателю занять по отношению к изображению: через соотнесение с героем читатель постепенно обживает фантастический мир, в то время как реальный мир, наоборот, «остраняется». Процесс соотнесения строится, в частности, на семантической неоднозначности: читатель через реакции героя следит за тем, сохраняются ли привычные значения слов в фантастическом мире или меняются. В докладе на материале американской научной фантастики автор рассмотрит, как в XX в. формировался навык чтения жанра и как этот навык связан с традицией восприятия фантастической условности, восходящей к XIX в.