ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Первым публицистическим выступлением Фета можно считать очерки «Из-за границы. Путевые впечатления». Они были опубликованы в журнале «Современник» за 1856 и 1857 годы. И.С. Абрамовская объясняет обращение Фета к этому достаточно традиционному для русской литературы жанру наличием редакторского заказа: «Именно Некрасов <...> обратился к поэту с просьбой написать для журнала ряд очерков. Общественный интерес к такого рода путевым заметкам, или “письмам из-за границы” был в середине 1850-х годов достаточно велик: “заграничные” путевые очерки охотно публиковали в журналах». И хотя документальных свидетельств обращения Некрасова к Фету с просьбой литературно оформить впечатления от посещения европейских стран, по-видимому, не сохранилось, данное утверждение имеет под собой основание. Средина ХIХ века – время окончательного формирования критического реализма, тяга литературы к бытовым подробностям. На волне общественного интереса к «литературе факта» путевые заметки Фета действительно актуальны. Культурный контекст писем весьма обширен: от искусства древнего Египта, до Нового времени и современных ему культурных реалий. Очерки культурной жизни содержатся в письмах, посвященных искусству. В этих письмах стиль Фета приобретает черты критической, полемической по своему пафосу статьи. Фет осуждает преднамеренность в искусстве: по мысли поэта, любые дидактические «сентенции» приводят к профанации искусства, к подмене истинных ценностей временными, сиюминутными, случайными. Ему близка точка зрения романтика Вакенродера, против которой так активно выступал В.Г. Белинский, считая главной социальную и дидактическую составляющую искусства. Фет занял принципиально иную позицию: критерием оценки художественного произведения он называет соотношение в нем образа и поэтической мысли. Таким образом, очерки «Из-за границы» явились первым непоэтическим произведением Фета, в котором он декларировал свое отношение к вопросам творчества. Приоритет «правды» и «факта» оказался в дальнейшем жанрообразующим принципом и в «деревенских» очерках Фета, преемственно связанных с его «путевыми впечатлениями». Написанные им в шестидесятые годы публицистические статьи сохранили жанровые признаки очерковой литературы: наличие документальной основы, точно воспроизводящей реальные факты и события, связь эпизодов при помощи внешней, причинно-временной последовательности, высокую долю описательного изображения. Все эти особенности впервые проявились в очерках «Из-за границы».