ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
В одном из последних выпусков научного журнала The Philosopher’s Magazine профес- сор нейробиологии Оуер Фленаган и профессор философии Грэгг Карузо сформулировали новый термин «нейроэкзистенциализм» - третью волну экзистенциализма в истории че- ловечества. Экзистенциализм в своем первоначальном виде — это реакция на преуменьшение или нивелирование ценности человеческой личности, вызванное социальной или политической реорганизацией или разрывом, включающее в себя принятие тревоги и анализ ее при- чин, и попытка обнаружения так называемого «нового» смысла жизни. Согласно истории философии, мы можем говорить о факте существования двух исторических волн экзи- стенциализма: первая волна отражена в трудах и сочинениях Сёрена Кьеркегора, Фёдора Достоевского и Фридриха Ницше, связанная с пересмотром моральной-этических вопро- сов в связи с религиозным упадком. Появление второй волны экзистенциализма связано с именами таких философов и писателей как Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр и Альбер Камю, которые пытались определить ценность человеческого состояния в "пограничных ситуациях" — в состояниях страдания, борьбы, жестокости и враждебности мира, в которых живет человек. На сегодняшний день Западный мир снова охватил экзистенциализм в новой форме, отчасти связанный с упадком авторитета институтов религии, государства, семьи, поня- тия нации и традиции, однако в первую очередь вызванный ростом научного авторитета и технократического пути развития, что идет в противовес с гуманистическим образом личности. Берущий свои корни в телеологии Аристотеля, нейроэкзистенциализм также предполагает, что конечной цели - счастья - которого можно достичь в жизни, недоста- точно и помимо эвдемонии, человеческое существование должно предполагать нечто более глубокое и трансцендентальное. Изученные данные о кризисе понятия современной семьи, падении авторитета государ- ственной власти и размытии понятий нации, приводят нас к тому, что так называемый интерсубъективный мир человека более не несет в себе истинности, так как фактически показывает свою несостоятельность: «Постмодернизм вообще отказывается от каких-либо оснований истинности -и от гносеологических, и от онтологических. Все основания сводят- ся к произвольной и релятивной языковой игре». Единственной сферой, которую так или иначе принято считать обоснованной и неопровержимой, остается наука, чье знание существует и широко применяется в практической жизни, подтверждая тем самым свою состоятельность.