ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Термин «государственно-частное партнерство (ГЧП)» вошел в российский экономический словарь относительно недавно. И хотя проекты, реализуемые в регионах страны на принципах ГЧП, изначально привлекали повышенное внимание к данному виду взаимодействия между публичной властью и бизнесом, до сих пор остаются слабо изучены не только промежуточные итоги их реализации, но и факторы востребованности такого механизма взаимодействия. Согласно исследованиям [Cornes, 1986], рыночная система может оказаться не в состоянии обеспечить эффективное производство общественных благ в силу возникающей проблемы безбилетника. Однако и государство, вынужденное иметь обширную бюджетную сеть (которая требует дополнительного контроля), может оказаться недостаточно эффективным производителем этих благ. В этой связи вполне очевидна исследовательская задача по выявлению критериев и условий определения оптимальных способов организации производства общественных благ. Наличие сравнительных преимуществ и недостатков создает потребность совмещать элементы иерархического и рыночного способов взаимодействия, и подобные механизмы координации называют гибридными [Williamson, 1996]. В рамках производства общественных благ подобным гибридным механизмом является ГЧП. Несмотря на неравномерность в распространении ГЧП-механизмов, за последние десятилетия они стали востребованными в большинстве развитых и отдельных развивающихся странах. Незавершенность многих долгосрочных ГЧП-проектов и ограниченность информации о характеристиках этих проектов являются причиной того, что основная задача настоящего исследования состоит в определении факторов, которые объясняют востребованность механизмов ГЧП, а также количественной оценки их влияния. В работе [Akitoby et al., 2007] отмечалась ключевая роль институциональных факторов. В других исследованиях [напр., Merrifield, 1994; Checherita, 2009] особое внимание уделяется факторам, отражающим макроэкономическую стабильность, а в [Ibanez, 2013] рассматривается влияние бюджетных ограничений на стоимость ГЧП проектов. В целом можно констатировать, что в академической литературе присутствует некоторая фрагментарность в вопросах как выявления факторов, обуславливающих востребованность ГЧП, так и оценки их значимости. Кроме того, исследователи зачастую ограничиваются анализом ГЧП-проектов, реализуемых в рамках отдельно взятой страны. Поэтому научная новизна настоящего исследования состоит в проведении межстранового сравнения практик применения ГЧП с целью обоснования общесистемных факторов, как значимых и необходимых предпосылок для успешной реализации ГЧП-проектов. По нашему мнению, все ключевые факторы можно классифицировать на 4 группы на основании того, какие риски они характеризуют и какие стимулы создают для заключения соглашений о ГЧП. Речь идет о: 1. зрелости экономики – развитость и объемы финансового рынка, доступность долгосрочного капитала, наличие теневого сектора, вклад частного бизнеса в ВВП и т.п.; 2. качестве институциональной среды (риск оппортунистического поведения агентов) – непрозрачность отбора частных партнеров (прокси: составляющие индекса doing business, индекс восприятия коррупции), защищенность института собственности, возможность объективной судебной защиты и т.п.; 3. макроэкономической стабильности (неопределенность среды) – инфляция, процентная ставка, курс, стабильность фискального режима и т.п. (стимул частного лица); 4. бюджетных ограничениях (стимулы государства) – жесткость бюджетных правил, дефицит бюджета, уровень долговой нагрузки и т.п. Для анализа использованы межстрановые данные Европейского Инвестиционного банка за период 1990 – 2017 гг. Сами данные имеют панельную структуру, что дает нам возможность наблюдать вариацию не только во времени (которая весьма мала), но и в пространстве. В рамках исследования был применен регрессионный анализ с помощью процедуры Хекмана (цензурированной регрессии). На первом шаге оценивается вероятность того, что в стране будут использоваться механизм ГЧП в данном году. А на втором шаге уже оценивалось влияние различных факторов на реальную стоимость проектов, реализуемых на принципах ГЧП. Согласно полученным результатам, на первом шаге наибольшее значение имеют накопленный опыт использования ГЧП-механизмов развитость финансового сектора, доля теневой экономики и уровень государственного долга. На втором шаге было выявлено, что востребованность ГЧП-механизмов увеличивается в периоды спада экономики. Этот вывод можно естественно вытекает из того, что в периоды экономического спада усугубляются бюджетные ограничение и, как следствие, растет готовность власти к конструктивному диалогу с частным бизнесом. Значимость институциональной среды подтверждается и из российской практики. После усовершенствования концессионного законодательства стал наблюдаться рост популярности использования механизма ГЧП. В частности, по данным Центра развития ГЧП, количество таких проектов, реализуемых в России, выросло с 86 в 2013 году до 2446 в 2017 году. И если раньше большинство проектов ГЧП реализовывались в сфере транспортной инфраструктуры, то с 2015 года подавляющее большинство новых проектов ГЧП реализуются в сфере ЖКХ и благоустройства. Исследование факторов востребованности ГЧП проектов позволяет определить направления развития экономической политики с целью сделать механизмы ГЧП более привлекательными в России и, тем самым, рассматривать их в качестве полноценной альтернативы бюджетной модели предоставления благ.