![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
В.В. Бибихин в лекционном курсе "Мир" намечает существенную связь между міром в смысле космологического единства сущего, миром в смысле общности людей и миром как состоянием покоя, согласия. Все эти три понятия объединяются в одном русском слове «мир», что является уникальным для индоевропейских языков случаем. Возможная связь между этими тремя понятиями состоит в том, что, как предполагает Бибихин, ощутить связь мирового целого можно только через настроение гармонии, согласия, а необходимым условием для возникновения такого настроения является отсутствие вражды, войны (polemos) среди людей. Иными словами, гармония мира опосредуется согласием между людьми и гармонией в отдельно взятой человеческой душе. У Бибихина, как и у Хайдеггера, речь идет о настроении, т.е. о строе человеческой души, определяющем возможность "опыта мира". Идея эта не нова. Человек, захваченный страстями, не способен уловить гармонию мира. В то же время, прислушивание к этой гармонии позволяет упорядочить страсти, действующие в человеческой душе. Эта древняя пифагорейская идея может стать практической основой для философской рефлексии о мировом целом. Однако нельзя закрыть глаза на то, что мир расколот. Особенно расколот, раздираем на части современный мир. В нем властвует раскол и вражда, раздрай в человеческих душах. Он не может быть предметом умиротворенного созерцания, скорее он вызывает ужас, отторжение, поскольку отнюдь не всё вписывается в систему всеобщего согласия, не всё подходит для хайдеггеровского «допущения быть». Напротив, ужас от уродств вырожденного мира, отшатывание от него может даже стать основным настроением, а ощущение мировой гармонии – полузабытым и мимолетным. Возможен ли опыт мира как космологического целого в таких условиях? Возможен ли опыт мира в условиях непрекращающегося хаоса и вражды? Эти вопросы послужат путеводной нитью для текста доклада.