ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
История изображения цветов и птиц в Корее имеет глубокие корни, расцвет же этого живописного направления пришелся на период Чосон (1392–1910). В российском искусствознании и корееведении художественный жанр хваджохва не являлся объектом отдельного научного исследования. Хваджохва в ранний период Чосон (1392– условно 1550) Картины в жанре хваджохва периода Чосон корейские искусствоведы условно разделяют на два основных живописных стиля. Первый – рисование тушью и красками чхэмукпхун (채묵풍 彩墨風). Стиль чхэмукпхун в ранний период Чосон развивался на основе живописи Корё, также на него влияли декоративные традиции академических живописных школ Южной Сун и ранней династии Мин. Наибольшее влияние на корейскую живопись хваджохва раннего периода Чосон оказал китайский мастер придворной живописи Люй Цзи (呂紀 1477?–1505?). Сохранилось мало корейских картин, выполненных в академических техниках: произведения Ю Джами (유자미 柳自湄, ?–1462), Син Джама (신잠 申潛, 1491–1554) [6, с. 19–21], Ан Гвисэна (안귀생 安貴生, конец XV в., ?–?). Также до нас дошел цикл с цветами, птицами и собаками художника Ли Ама (이암 李巖, 1499–?) [2, с. 50; 3, с. 242–243]. Созданный Ли Амом лирический живописный мир заложил основы жанра «цветы и птицы» в Чосоне. Второе направление – сумукпхун (수묵풍 水墨風), монохромная живопись тушью. Таким картинам присуща лапидарность, это так называемая «живопись идеи» саыйчхе (사의체 寫意體). Картины направления сумукпхун раннего периода Чосон почти не сохранились. В этом стиле работал художник-интеллектуал Ким Джон (김정 金淨, 1486–1521) [2, с. 49]. Также до нас дошли картины женщины-художника Син Саимдан (신사임당 申師任堂, 1504–1551) [1, с. 70–71]. Хваджохва в средний период Чосон (условно 1550–1700) Продолжали создаваться картины в академических техниках живописи, но появилось много художников-интеллектуалов, которые работали только тушью. Самыми популярными хваджодо стали произведения Чо Сока (조속 趙涑, 1595–1668). Его творчество обнаруживает сходство со стилем минского художника Линь Ляна (林良, 1428–1494). Чо Сок много писал диких птиц [5, с. 206–212]. Традицию минималистического изображения спящих птиц тушью продолжил его сын Чо Джиун (조지운 趙之耘, 1637–1691?). Можно утверждать, что Чо Сок и Чо Джиун создали целое направление в корейской живописи, в котором изображались спящие на ветвях птицы, спрятавшие голову на груди [2, с. 55]. Встречаются также картины, написанные в более утонченной манере, например, произведения Ли Хама (이함 李涵, 1633–?). Популярностью пользовались работы Ким Сика (김식 金埴, 1579–1662), выполнены они в «бескостной» технике мольгольпоп (몰골법 沒骨法). Эта техника была позже отточена придворным художником Ли Джином (이징 李澄, 1581–1653?). В средний период Чосон элегантность работ Чо Сока привлекала ученых-конфуцианцев, более декоративная живопись Ли Джина была любима в королевской семье. Хваджохва в поздний период Чосон (условно 1700–1800) Рисование в стиле чхэмукпхун, детальность проработки картин, популярные в начале периода Чосон, опять получили распространение. В средних слоях корейского общества, благосостояние которых значительно укрепилось к XVIII в., возрос спрос на яркое изображение природы. Одним из ведущих художников данного периода являлся Чон Сон (정선 鄭敾, 1676–1759). Он мало рисовал в жанре «цветы и птицы», но мастер обладал непревзойдённым талантом в передаче сути природы и живых существ. Произведениями в жанре хваджохва прославился придворный художник Пён Санбёк (변상벽 卞相璧, 1730–1775?). Он получил прозвища «Пён-кот» за рисунки кошек и «Пён-петух» за изображение петухов и куриц [4, с. 128–135]. В технике сумук тамчхэпхун (수묵담채풍 水墨淡彩風 рисование тушью с легким окрашиванием красками), базировавшейся на принципах китайской южной школы, активно работал Сим Саджон (심사정 沈師正, 1707–1769), он был известным мастером в рисовании цветов, птиц и насекомых [5, с. 278–283]. Поистине значимая фигура в культурной жизни Чосона – придворный художник Ким Хондо (김홍도 金弘道, 1745–1806). В изображении живых существ он смог уйти от типичных и формальных шаблонов, вписывая птиц в реалистические сцены природы. В поздний период Чосон бóльшая часть картин с цветами и птицами создавалась художниками из народа, это были образцы народной живописи минхва (민화 民畫). На рынке искусства наблюдался настоящий бум заказов на такие картины. Хваджохва конца периода Чосон (условно 1800–1910) В хваджохва новые веяния смешались с традиционной «живописью идей» саыйчхе, характерной для среднего периода Чосон. Прекрасным примером является творчество художника Хон Сесопа (홍세섭 洪世燮, 1832–1884) [2, с. 60]. В последние годы правления династии Ли живопись хваджохва обрела свободный стиль под влиянием Чан Сынъопа (장승업 張承業, 1843–1897). Работам художника присущ импровизированный и живой характер [5, с. 155–157]. Некоторые подходы Чан Сынъопа в жанре «цветы и птицы» были продолжены и развиты художниками Чо Сокчином (조석진 趙錫晉, 1853–1920) и Ан Джунсиком (안중식 安中植, 1861–1919) уже на излёте эпохи Чосон. Жанр хваджохва на протяжении многих веков был очень популярен в Корее, к нему обращались художники разных школ и философских воззрений, изображения цветов и птиц украшали дворцы и обычные дома, сочетали в себе благопожелательные символы и были воплощением высшей гармонии природы.