ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
В докладе предпринимается попытка осветить проблему эстетического внимания в рамках исследования поэтических текстов, тематизирующих внимание и использующих его в качестве художественного ресурса. Теоретические предпосылки для изучения феноменов внимания в искусстве появились в гуманитарной мысли сравнительно давно: у психологов искусства (Л.С. Выготский, У. Джеймс) и у представителей формальной школы (В.Б. Шкловский). В последние годы attention studies особенно активно складываются в трудах, созданных в русле когнитивной науки (Л. Талми) и рецептивной эстетики (Б. Нанай). Опираясь на опыт новейших исследований, посвящённых проблеме, мы выделяем в поэтических текстах возможные «инструменты для настраивания и продуцирования внимания» [Alford: 3]. Стихи Михаила Гронаса предлагают широкий репертуар механизмов работы внимания. Вовлечение стихотворением читателя в процесс смыслопроизводства происходит за счет действия ряда «аттракторов» [Stockwell: 29], захватывающих и распределяющих внимание реципиента при его интеракции с текстом. Подразумевается, что феномены эстетического внимания не имеют устойчивых грамматических средств отображения в художественном тексте. Аттракторы не предзаданы, но всегда по-разному рассредоточены в тексте в зависимости от специфики работы с читательским вниманием. Принимая в качестве отправной идею о «незаинтересованности» и «разнонаправленности» эстетического внимания [Nanay: 97], мы пробуем раскрыть работу внимания на разных уровнях произведения и доказать, что значимыми для организации художественного внимания являются как акцентируемые субъектами (адресантом и адресатом) аттракторы, так и элементы текста, маскируемые при интеракции. В ходе работы с различными способами приложения внимания в тексте предлагается акторная модель распределения внимания. На ряде примеров демонстрируется, что внимание может считаться одним из универсальных поэтических способов организации структуры и смысла художественного высказывания.