![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Теория менеджмента вырабатывает свой особый язык, синтезируя термины разных наук и придавая им особое значение. Специалисты по менеджменту существенным образом изменили содержание и эмоциональную окраску таких терминов, как лидер, группа, мотивация и др. Эти понятия обладали нейтральным значением в психологии и других гуманитарных науках. В теории менеджмента для них были придуманы специальные контексты, которые придали им возвышенный смысл. Так понятие «лидер» было противопоставлено понятию «менеджер», а понятие команды – понятию группы. Понятие мотивации стало ассоциироваться только с удовлетворением высших потребностей человека и было неявно противопоставлено деятельности по реальному стимулированию работников – определению заработной платы, выписыванию штрафов, наложению санкций, разработке социального пакета. Как особая современная религия, теория менеджмента освящает высший статус связанной с ней элиты (в данном случае, бизнесменов-предпринимателей) и задает особый дискурс, в рамках которого могут быть выгодным для этой элиты образом истолкованы самые разные явления и процессы. Пользуясь многотысячелетними наработками религий, существовавших до него, менеджмент не мог не попытаться создать свой сакральный язык, который на каком-то подсознательном уровне привлекал бы к себе людей, не понимающих его. В терминологии менеджмента можно выделить три пласта: (1) общеупотребимые понятия, прибредшие возвышенное и пропагандистское значение; (2) термины, заимствованные из английского языка, по большей части непонятные обычным людям, и (3) понятия, импортированные из других наук при существенном изменении их смысла. Сочетание этих пластов имеет своей целью добиться наиболее полного подчинения работников корпоративным императивам и создание особого языка, который препятствовал бы подчиненным выражать недовольство своим положением в компаниях.