ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Начало стихотворения «Ночь. Успели мы всем насладиться…» может быть прочитано и действительно читалось по-разному. Текст допускает в том числе и эротическую интерпретацию, при которой под «наслаждениями» должны пониматься любовные утехи. В таком случае произведение Некрасова изображает крайне странную ситуацию: его герои приходят к выражению гражданской скорби сразу после интимной близости. Тем не менее, как мы покажем в докладе, дискурсы и практики некрасовского окружения 1840-х – конца 1850-х гг. действительно поддерживали такое соединение эротического и гражданского. Фиктивные браки, имевшие целью «развить» и «освободить» девушку, тройственные союзы, коммунальные эксперименты с сексуальностью были актуальным историческим фоном, на котором создавалось стихотворение. С другой стороны, тексты этой эпохи, в частности, работы Н. Г. Чернышевского (роман «Что делать?» и критическая статья «Русский человек на rendez-vous», написанная, в тот же год, что и стихотворение, – 1858), последовательно связывали гражданскую и эротическую энергию человека. Радикальные любовные эксперименты русских интеллектуалов 1840–1860-х годов столкнулись с неразрешимыми внутренними противоречиями, а также подверглись сокрушительной критике со стороны более консервативных (но не менее авторитетных) современников. В результате сама идея о прочной связи гражданского и интимного потерпела историческое поражение, а вместе с ней, как мы считаем, было вытеснено и реконструируемое нами эротическое прочтения стихотворения «Ночь. Успели мы всем насладиться…»