![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Рассматривается становление и развитие концепции персонализированной боли в европейской культуре. Предпосылки этой концепции обнаруживаются в субъективистских тенденциях и изменениях в понимании чувственности эпохи Ренессанса. Эти процессы рассматриваются на примере художественного творчества, отражающего эволюцию эстетики. Боль предлагается понимать нераздельно со страданием в силу сложности разделения фактического содержания опыта и его выражения. Вопрос о принципиальной возможности репрезентации боли остается дискуссионным для исследователей темы, в связи с чем освещаются полярные точки зрения. Тем не менее, такие попытки проводились художниками в русле стремления передать уникальное душевное переживание субъекта и опыт «от первого лица». Возрастание значимости такого опыта связывается с изменениями внутри религиозной традиции, которые вели к пересмотру чувственности. Обозначены причины трансформаций, связанные с католической догматикой. Метаморфозы чувственности рассмотрены на примерах репрезентации боли в живописи Возрождения, от Джотто до мастеров Высокого Возрождения. Автор обращает внимание на то, как на фоне сопереживания основным религиозным сюжетам складывается концепция личного страдания, как оно эстетизируется в рамках гармонического идеала Кватроченто, а затем наполняется тревожностью и трагизмом в XVI веке. Прослеживаются моменты формирования ключевых экзистенциалов, связанных с горизонтом личного страдания: представлений об индивидуализированной смерти и мертвом теле. Вкратце обозначается влияние этих сюжетов на дальнейшую культуру и их отражение в эстетике. На основании проделанной аналитики делается вывод, что проблема боли и страдания тесно связана с переоценкой чувственности в культуре. Боль выступает феноменом, на примере которого возможно рассмотреть становление концепции субъективного опыта; также она рассматривается как значимый для становления данной концепции феномен христианской культуры. Обосновывается идея актуальности обращения к проблеме боли и страдания в контексте рефлексии о природе эстетического переживания.