ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Исследования, связанные с изучением АПК России, набирают большую популярность благодаря росту его значимости для российской экономики. Продовольствие и сельскохозяйственное сырьё при этом стало одной из самых быстрорастущих групп товаров по экспорту. В официальных докладах озвучиваются успехи в реализации российского зерна за рубеж, но это может быть лишь прикрытием существующих структурных проблем. Насколько в действительности сильны произошедшие количественные и качественные изменения в российском экспорте продовольствия? Для ответа на этот вопрос был проведён анализ статистики внешней торговли за период 2000-2019 гг. [ФТС России, 2020]. Качественные характеристики российского экспорта продовольствия оценивались через распределение экспортных товаров по степени передела на основе классификации Российского экспортного центра [РЭЦ, 2021]. Кроме того, был рассчитан индекс диверсификации продовольственного экспорта по регионам России. Описанные вычисления позволили раскрыть сущность структурных проблем российского экспорта продовольствия. Россия на международном рынке представлена в основном сельскохозяйственным сырьём или продукцией низкой степени переработки. В частности, три главные категории экспорта, которые и определяют его рост, относятся именно к такому типу: зерно, растительное масло, рыба и морепродукты. Преобладание продукции нижнего передела наблюдается в основном в тех регионах России, где изначально имелись благоприятные природные условия (Юг России). Экспорт продукции среднего передела доминирует в регионах, которые хотя и могут находиться в отдалении от морских портов, но при этом имеют относительно небольшое расстояние до основной полосы расселения и финансовых потоков страны (регионы Нечерноземья). Продукция верхнего передела преобладает в регионах с наибольшими агломерационными эффектами (Московская и Ленинградская области). Уровень диверсификации экспорта продовольствия ниже в тех регионах, где объёмы экспорта, наоборот, самые большие. В России сложилась такая ситуация, когда наибольшие объёмы первичного сырья производятся в одних регионах, а наибольшие объёмы его переработки – в других. Это и обусловливает монопрофильность отдельных регионов. Таким образом, российский агропромышленный комплекс действительно имеет проблему технологически простого экспорта. Хотя это не затрудняет дальнейшее увеличение объёма экспорта, поскольку мировой спрос на зерно, рыбу и растительное масло продолжает расти. Зато проблема имеет другое следствие – при экспорте продукции нижнего передела Россия получает невысокую добавленную стоимость. Для продвижения российской продукции верхнего передела необходимы большие усилия в плане маркетинга и брендирования. Как показывает опыт наиболее успешных компаний из России, спрос на готовую продукцию за рубежом появляется тогда, когда предоставляется такая продукция, которая учитывает предпочтения иностранных покупателей, а не потребителей на внутреннем рынке.