ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
В 1993 году была принята в нашей стране Конституция. В числе множества статей, определяющих Россию как демократическое и правовое государство, Основной закон содержит в себе целую главу, посвящённую статусу Президента РФ в системе федеральной власти. И в 2020 году в ходе общероссийского голосования были приняты поправки в Конституцию, трансформирующие в том числе и правовой статус главы государства в системе исполнительной власти РФ . Наша задача – изучить данные поправки, проанализировать их и дать мнение по поводу сложившейся структуры власти. В соответствии с конституционной реформой изменения были внесены в ст.80, п.2 . Ранее Конституция закрепляла, что Президент «принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти». После изменений трактовка следующая: Президент «принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, поддерживает гражданский мир и согласие в стране, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти». Упоминание поддержания гражданского мира – формулировка очень неточная и размытая, однако может быть основанием для принятия главой государства нормативных актов, конкретизирующих те или иные проблемные стороны законов (подзаконные акты). Так как Президент является полноправным субъектом правотворчества, данное нововведение закрепляет право главы государства вносить законопроекты, касающиеся проблем поддержания гражданского мира, на рассмотрение в законодательный орган власти. Второе изменение: упоминание органов публичной власти, вместо государственной. В соответствии с нововведением мы можем делать вывод, что компетенция Президента теперь может распространяться и на органы местного самоуправления (они не входят в систему государственной власти). Переработке подверглась статья 83 : за Президентом остаётся право назначать Председателя Правительства РФ, однако теперь он может это делать только при согласии на это Госдумы, которая одобряет (отклоняет) кандидатуры, выдвинутые Президентом. Эта поправка даёт главе государства больше свободы в вопросах назначения на пост главы Правительства тех или иных лиц. Также данная поправка изменила и статус Председателя Правительства РФ, при которой он может быть назначен единолично Президентом, если его кандидатура была отклонена Госдумой 3 раза (изменения в ст.111, п.4) . Это, на наш взгляд, демонстрирует усиление позиций гаранта Конституции. Ст. 83, п.б гласит, что теперь Президент осуществляет общее руководство работой Правительства и вправе (ранее – имеет право) председательствовать на заседаниях. Данные изменения синтаксиса, скорее всего, является неформальным основанием того, что Президент получает некоторые полномочия при работе с Правительством. Поправки закрепили изменения при формировании Правительства и его состава (неофициально иногда называют Кабинет министров). В ст.83 , п.е1 теперь прописано, что глава государства лишь при консультации с Совфедом назначает прокуроров разных уровней на должности. Это также убеждает нас в усилении роли и функций Президента. Также в пункте и той же статьи теперь указано, что Президент формирует свою Администрацию в целях обеспечения реализации своих полномочий (ранее – просто формирует), возможно, таким способом у Президента появляются дополнительные рычаги воздействия на деятельность аппарата Администрации с целью заполучения определённых полномочий, формально не закреплённых, но и не запрещенных законом. Пункт е5 статьи 83 теперь на конституционном уровне закрепляет совещательную роль Государственного Совета РФ. Ранее он на практике существовал с 2001 года, однако в Основном законе его статус никак не обозначался. Пункт ж той же статьи конкретизирует функции, осуществляющиеся Советом Безопасности РФ. Мы считаем, что это было сделано, для закрепления правовой связи между главой государства и председателем Совбеза РФ, кем сейчас является экс-президент РФ и бывший глава Правительства РФ Д.А. Медведев. Назначение министром на должности по ключевым для государства ведомствам (оборона, МВД, МИД, Минюст и т.д.) теперь осуществляется после консультаций с Советом Федерации (ст. 83, п.д1) . Это показывает, на какие министерства Президент опирается в первую очередь при работе с Правительством. Остальные министры утверждаются Госдумой (ст.112, п.3) . Если же с Думой не удаётся прийти к консенсусу (при 3-кратном отказе), то министров Президент назначает по представлению главы Правительства (ст.112, п.4) , аналогичные действия Президент осуществляет и при роспуске Думы (ст.112, п.5) . Кроме того, логическим продолжением поправки в ст.83, п.б являются изменение в ст.113 , которая конкретизирует функции главы Правительства («Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии <…> определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу, распоряжениями, поручениями Президента Российской Федерации организует работу Правительства Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации несет персональную ответственность перед Президентом Российской Федерации за осуществление возложенных на Правительство Российской Федерации полномочий»; ранее - Председатель Правительства Российской Федерации <…> определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу»). В ст.115 такие же уточнения касаются и всего Правительства в целом. Таким образом, можно прийти к выводу, что поправки в Конституцию РФ в 2020 году значительно изменили статус Президента РФ в системе исполнительных органов власти. Некоторые исследователи отмечают, что утвержденные в Основной закон поправки снижают роль парламента, делая его лишь номинальным органом представительства В основном поправки касались федерального уровня, где можно наблюдать усиление позиций главы государства, выражающиеся в росте его функций и его роли в осуществлении деятельности Правительства РФ и федеральных министров, а также увеличение числа формально закрепленных случаев, когда от решения (иногда единоличного) Президента РФ зависит назначение на должность того или иного лица. Все это указывает на консервацию политической системы и её все большее отклонение в сторону президентской республики.
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | Результаты экспериментов | Сертификат | Lomonosov-2021._Zubkova.pdf | 702,6 КБ | 8 сентября 2021 [IriniZu] |