ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Докладчиком выявлен значительный массив морфологических типов изображений восточноевропейского скифского звериного стиля периода «скифской архаики» VII-VI вв. до н.э. Это более 60 типов, часть из которых полностью «замкнута» в эпохе «архаики», а часть состоит из изображений как эпохи «архаики»», так и эпохи «скифской классики» (V–IV вв. до н.э.). Изображения периода «архаики» в значительной мере определяют образный и сюжетный репертуар скифского звериного стиля в последующую эпоху – эпоху «классики». Наблюдается не постепенное, а достаточно динамичное возникновение и развитие феномена скифского звериного стиля (на территории скифской археологической культуры Восточной Европы), сохраняющего в первое время своего существования в ряде мотивов рудименты киммерийской орнаментики («киммерийская розетка») и следы предскифской иконографии зооморфных образов (в рамках мотива барана, птицы и сугубо восточноевропейского образа бараноптицы/грифобарана, а также мотива обособленной конечности копытного). Следовательно, невозможно «растягивать» на длительный промежуток времени и уводить в конец VIII в. до н.э. процесс формирования основных образов, сюжетов, мотивов и художественных приемов восточноевропейского скифского звериного стиля (что важно в контексте непрекращающихся споров относительно истоков скифской культуры и хронологии ее начальной стадии – см. Erlikh, Kantorovich, Maslov, 2013. Рр. 38-39). Напротив, данный процесс, начавшись в 1-й пол. VII в. до н.э. со спорадической реализации отдельных зооморфных тем в редуцированном воплощении (мотивы копыта и птичьего клюва, восходящие к северокавказским предскифским корням), стал, со 2-й трети – 2-й пол. VII в. до н.э., весьма динамичным и мощным, начиная, что определялось тремя факторами: воздействием переднеазиатской стилистики (следствие скифских походов и иных контактов скифской культуры с Закавказьем и Передней Азией); безусловными художественными импульсами и вероятными миграционными волнами из восточных зон скифо-сибирского мира; влиянием ионийского искусства (по крайней мере со 2-й пол. VII в. до н.э.).