ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЛИГИИ: ОТ СОЦИОЛОГИИ К СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ (Подсекция: «Проблема измерения социальных проявлений религии: теория, практика, содержание современного дискурса») 1. Функциональный анализ религии в религиоведении относится к компетенции, скорее, социологии религии, нежели философии религии (что следует, например, из обзорных работ Ю.А. Кимелева и В.К. Шохина). 2. Социологией религии, начиная с трудов Э. Дюркгейма, накоплен богатый опыт выявления функций религии (о чем свидетельствуют, например, достижения московской, билефельдской и гарвардской университетских школ). Если попытаться составить сводный перечень всех функций религии, выявленных И.Н. Яблоковым, Х. Кюнгом, Ф.-К. Кауфманном, Н. Луманом, Т. О`Ди и другими авторитетными специалистами, то их количество (при условии исключения полных аналогов) не превысит 25, причем многие из этих функций не являются маркерами именно религии, поскольку оказываются присущи большему кругу социальных явлений. 3. Известно, что своим предтечей Э. Дюркгейма считает не только социология, но и социальная антропология. Например, Алан Бернард выстраивает следующую линию преемственности: Э. Дюркгейм – М. Мосс – Бр. К. Малиновский – А.Р. Рэдклифф-Браун – британская этнологическая школа – британская антропологическая школа. Внимание Эмиля Дюркгейма к сакральным практикам обеспечивает допустимую методологическую смычку с позицией кембриджской школы и вообще школы ритуалистики (У. Робертсон Смит, Дж. Дж. Фрейзер, А. ван Геннеп, Ян де Фрис, С.Х. Хук, Э.О. Джеймс, С.Э. Хайман и др.). В русле ритуалистики разрабатывается функциональный анализ мифоритуала (в России – В.Н. Топоровым, А.К. Байбуриным и др.). Исследователями уже названы 36 функций ритуала и 12 функций мифа (не дублирующих друг друга). Интересно, что религия в ходе собственной эволюции заимствует от первичного мифоритуального конгломерата не более половины его функций, что является косвенным подтверждением правоты теории «ритуалистов» кембриджской школы. ВЫВОД: Социология религии должна продолжать функциональный анализ религии с учетом достижений социальной антропологии, позволяющих значительно обогатить научные знания о социальных проявлениях религии.