ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Изучение наследия А.С. Хомякова как политического мыслителя Вопрос об изучении А.С. Хомякова как политического мыслителя следует начать с событий сразу после смерти философа в 1860 году. Собрание его сочинений издавалось в 1861, 1882 и 1900 годах. Ю.Ф. Самарин, участвовавший в подготовке издания 1861 года, охарактеризовал роль А.С. Хомякова в истории русской мысли следующим образом: «он выяснял и выяснил роль Церкви в её логическом определении», «открыл новую эру в истории Православной школы, подготовив будущую её победу над современным рационализмом» [1]. Русский историк и писатель В.З. Завитневич издал в 1902-1913 труд в двух томах, первый (1902) посвящён биографии и научно-исторической деятельности А.С. Хомякова, а второй (1913) – системе философско-богословского мировоззрения философа. С точки зрения истории политических учений больший интерес представляет первый том [2], в котором автор после подробного изложения биографии проводит анализ исторических сочинений и статей А.С. Хомякова, излагая его взгляды по таким темам, как крестьянский вопрос, роль Москвы и Петербурга в истории России, отношения государства и общества. В 1904 году труд под названием «Алексей Степанович Хомяков и его этико-социальное учение» написал русский правовед Л.Е. Владимиров [3]. Он попытался провести последовательный анализ выраженных в различных сочинениях Хомякова идей, имеющий целью реконструкцию его этико-социального учения. В рамках работы Владимиров рассмотрел взгляды Хомякова на государство, право, и общество, уделив немалое внимание также его видению отношений личности и государства. Н.А. Бердяев в 1912 году посвятил Хомякову монографию [4], в которой последовательно проанализировал личность мыслителя, его учение о Церкви, философию, учение об обществе, государстве, и национальном призвании. Он оценивал вклад Хомякова в историю мысли так: «он всюду положил основание национальной традиции в русской духовной культуре». Из дореволюционных исследователей наследия А.С. Хомякова можно также назвать о. Павла Флоренского, издавшего в 1916 году работу «Около Хомякова» [5], в которой подверг некоторой критике как уже упоминавшуюся работу В.З. Завитневича, так и учения самого Хомякова, в частности по поводу соотношения народного суверенитета и богоизбранности власти. После Октябрьской революции изучением идей А.С. Хомякова занимались как представители русской науки в эмиграции, так и советские учёные. Среди исследователей-эмигрантов можно выделить В.В. Зеньковского, в 1948-1950 гг. издавшего «Историю русской философии» в двух томах [6]. Рассматривая идеи А.С. Хомякова, он подробно рассматривает его религиозную философию, далее анализирует онтологию и гносеологию, после чего кратко отмечает взгляды А.С. Хомякова на исторический процесс (провиденциализм), и лишь страницу посвящает его социальным взглядам и видению роли государства. Кроме того, наследие Хомякова рассматривалось и в работе «История русской философии» Н.О. Лосского [7], который, вслед за Зеньковским, уделил наибольшее внимание взглядам А.С. Хомякова на Церковь, но всё же упомянул и политические взгляды Хомякова в рамках его осмысления опыта Великобритании и взгляда на русскую общину. В СССР изучение идей А.С. Хомякова было возобновлено после долгого перерыва дискуссией в журнале «Историк-марксист» [8], в ходе которой были представлены различные мнения по поводу славянофильского движения – от «лицемерие и ханжество, проявившееся в политических взглядах», до «течение, которое по основному вопросу эпохи, о крепостном праве, стояло отчасти на прогрессивных позициях». Среди работ советских учёных, посвящённых славянофилам и А.С. Хомякову в частности, можно отметить труд Н.И. Цимбаева «Славянофильство» [9], в котором автор предпринимает попытку разбор общественно-политических взглядов славянофилов (в том числе и Хомякова), отмечая, что традиционно в научной литературе о славянофилах вопрос об изучении их политических теорий остаётся без внимания. Заслуживает внимания и работа Е.А. Дудзинской «Славянофилы в общественной борьбе» [10], в которой автор раскрывает роль движения славянофилов как в истории мысли, так и в общественно-политической обстановке Российской империи второй половины XIX века. В частности, подробно изучается опыт А.С. Хомякова как помещика, связывается его экономическая деятельность и политическое учение. В современной России также имеется значительный интерес к политическому наследию А.С. Хомякова – так, большой вклад в исследование трудов А.С. Хомякова как политического мыслителя внесла публикация хрестоматии «Русская социально-политическая мысль. Первая половина XIX века» под редакцией А.А. Ширинянца [11], в которую были включены некоторые из статей А.С. Хомякова, в том числе «Мнение русских об иностранцах», «О старом и новом», снабжённые краткой биографией философа и пояснительными комментариями к каждой статье. Таким образом, изучение наследия А.С. Хомякова как политического мыслителя началось сразу же после жизни автора, значительные успехи в этом направлении были достигнуты русскими исследователями в начале XX века. Несмотря на некоторую паузу в исследованиях наследия славянофилов в СССР, работа по их изучению продолжись среди русских исследователей в эмиграции, а затем и советскими исследователями. В настоящий момент по теме политических идей А.С. Хомякова публикуются статьи и диссертации, что говорит о возможности дальнейшего развития изучения данной темы в отечественной науке. Список литературы [1]. Самарин Ю.Ф. Предисловие к первому изданию богословских сочинений А.С. Хомякова // Хомяков А.С. Полн. собр. соч.: в 8 т. Т. 2. — М., 1900. [2]. Завитневич В.З. Алексей Степанович Хомяков. Молодые годы, общественная и научно-историческая деятельность Хомякова. Т.1. — Киев, 1902. [3]. Владимиров Л.Е. Алексей Степанович Хомяков и его этико-социальное учение. М., 1904 [4]. Бердяев Н.А. Алексей Степанович Хомяков. - М. : Путь, 1912. [5]. Флоренский П.А. Около Хомякова (Критические заметки). — Сергиев Посад, 1916. [6]. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Т.1. Ч.1. — Париж, 1948. [7]. Лосский Н.О. История русской философии. — М., 1990. [8]. Мороховец Е.А. Обсуждение доклада С.С. Дмитриева "Славянофилы и славянофильство" (Информация о дискуссии) // Историк-марксист. №1, 1941. [9]. Цимбаев Н.И. Славянофильство (из истории русской общественно-политической мысли XIX века). — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. [10]. Дудзинская Е.А. Славянофилы в общественной борьбе. — М., 1983. [11]. Русская социально-политическая мысль. Первая половина XIX века. Хрестоматия / Сост.: А.А. Ширинянц, И.Ю. Демин; подг. текстов: А.М. Репьева, М.К. Ковтуненко, А.И. Волошин; под ред. А.А. Ширинянца. — М.: Издательство Московского университета, 2011. Слова благодарности Хотел бы поблагодарить научного руководителя, профессора С.В. Перевезенцева, за оказанную им серьезную помощь и содействие в написании данной работы.